В Рязани совсем немного фотографов, которые ведут хронику событий, и делают это ежедневно. Сергей Новиков один из них.
За многолетнюю практику репортер выработал немало приемов, как отразить событие, чтобы оно было понятно зрителю без слов. Если приглядеться повнимательней, то в этих репортажах Сергей Иванович Новиков часто прибегает к авторскому комментарию. Эту роль выполняют у него снимки-портреты.
Крупный план очевидца, участника или героя дает порой больше представления о происходящем, чем десятки кадров в хронологическом порядке. Человек со взглядом, обращенным внутрь себя… Как часто на выставках Новикова можно встретить именно такие портреты. И вроде бы кипит, шумит действие, а люди созерцают то, что невидимо для нас. Эти моменты сразу же придают любой экспозиции глубину. Пожилая женщина с театральным биноклем задумалась о чем-то посреди толпы. Так ли уж важно, что происходит на сцене, когда память, отягощенная грузом прожитых лет, может творить в воображении самые удивительные спектакли. И молодость тоже задумалась, и старость. И ценно только то, что побуждает нас задавать вопросы. Высшее искусство – видеть форму, но угадывать в ней и доносить до зрителя незримый план.
Снимки, отобранные на выставку, Сергей Новиков сделал в самых различных местах – на площади перед МКЦ Рязани, в Вышенском монастыре, на освящении храма Иоанна Кронштадского, в есенинском Константинове, на пресс-конференции, концерте, празднике, демонстрации… Как правило, это были шумные и довольно массовые мероприятия. Но почему-то они не рождают такого ощущения на фотографиях. Быть может, секрет в лицах? В какой степени человек одинок? И в какой степени принадлежит другим людям, всему миру? Где та самая таинственная гармония? Вечная тема.