22:11 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
1929

Альтернативный путь

Спорт помогает не только физическому развитию людей с ментальными нарушениями, но и формирует их характер

В этом убеждена руководитель Рязанского регионального отделения общероссийской общественной благотворительной организации помощи детям с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России» Лилиана Станина.

Она сама воспитывает сына с синдромом Дауна и не понаслышке знает, как трудно бывает детям с особенностями в развитии и их родителям. «Мише сейчас восемнадцать лет, – рассказывает Лилиана Олеговна. – В свое время его не брали в школу, он часто болел и был на надомном обучении».

Впрочем, десять лет назад такая ситуация, когда родители оставались практически один на один с проблемами своего ребенка, была вполне типичной. Женщина вспоминает, как ее сын пытался заниматься танцами и музыкой, но каждый раз длилось это недолго, потому что далеко не все преподаватели оказывались готовыми работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Особый подход

Лилиана Олеговна – тренер по плаванию в рязанском бассейне «Спартак» – частенько брала Мишу с собой. «Изначально поставила себе задачу – научить его плавать», – признается она. Уже намного позже женщина случайно узнала о Специальном олимпийском движении. Ее коллега Елена Шамандрина (сейчас она является спортивным директором регионального отделения организации) в Интернете нашла информацию о Специальном олимпийском движении.

Его история началась еще в шестидесятых годах прошлого века в США с организации летних спортивных лагерей для взрослых и детей с ментальными нарушениями. Через некоторое время стало очевидным, что программа альтернативных соревнований, более гуманных по отношению к участникам, дает хорошие результаты. Оказалось, что спорт помогает не только физическому развитию таких людей, но и формирует их характер, учит общаться и социализирует в общество. Специальная Олимпиада проводится раз в четыре года. Главный критерий оценки здесь – рост результата каждого спортсмена, а не сравнение их показателей друг с другом. Немаловажно, что к участию в соревнованиях приглашаются люди с любыми возможностями, независимо от диагноза.


Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.


В России о Специальном олимпийском движении почему-то говорят нечасто. Тем не менее оно существует и активно развивается благотворительной организацией помощи инвалидам с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России». Ее отделения созданы во многих регионах. С 2012 года действует оно и в Рязанской области.

Программа Специальной Олимпиады России включает в себя более тридцати видов спорта. «В Рязанской области мы два раза в год проводим соревнования по плаванию, мини-футболу, легкой атлетике, настольному теннису, лыжам, «Веселые старты», – говорит Лилиана Станина. – Они же являются отборочными, наиболее сильные ребята участвуют потом во Всероссийской Специальной Олимпиаде».

По ее словам, в это движение активно включились коррекционные школы-интернаты. Учащиеся Костинской школы-интерната (Рыбновский район), Архангельской специальной школы-интерната (Пронский район), Лесно-Конобеевской специальной школы-интерната (Шацкий район), Елатомской школы-интерната (Касимовский район), Скопинской и Рязанской специальной школы-интерната, специальной школы № 23 города Рязани – постоянные участники соревнований, проводимых региональным отделением «Специальной Олимпиады России».

Камень преткновения

Ребята участвуют и во всероссийских состязаниях. Так, рязанская команда по плаванию побывала на соревнованиях в Специальной Олимпиаде России, проходившей в Йошкар-Оле. Это стало возможным благодаря финансовой поддержке министерства молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области.

«У нашей организации нет бюджетного финансирования, – рассказывает Лилиана Станина, – поэтому приходится обращаться за помощью в профильное министерство – и там нам всегда идут навстречу, а также в различные коммерческие организации».

Дважды уже региональное отделение «Специальной Олимпиады России» получало дотацию от Правительства Рязанской области, в этом году должно быть выделено еще сорок тысяч рублей.

Проведение соревнований – дело весьма затратное. Ведь надо оплачивать аренду помещения или стадиона, судейство, приобретать призы. «На все соревнования приглашаем только профессиональных судей, – подчеркивает Лилиана Станина. – Наши дети тонко чувствуют ложь, им нельзя врать».

* * *

Помимо тренерской работы и руководства региональным отделением «Специальной Олимпиады России», Лилиана Станина ведет отделение адаптивного спорта при образовательном учреждении ЦСКА, в рамках которого учит плавать четырнадцать детей с ментальными нарушениями.

Трое из ее воспитанников – ребята с синдромом Дауна. «Почему-то многие с предубеждением относятся к людям с этим заболеванием, – делится она. – На самом деле они очень дружелюбные и доброжелательные».

Специалистами уже доподлинно доказано, что уровень развития детей с синдромом Дауна на пятьдесят процентов зависит от специализированной помощи, а на пятьдесят процентов – от окружающей среды. А участие в спортивных соревнованиях и массовых играх позволяет чувствовать себя востребованными и нужными, научиться находить общий язык с другими людьми. Да и для родителей, воспитывающих особенных детей, это полезно, потому что они понимают, что, с одной стороны, не одни в своих проблемах, а с другой стороны, видят, что у их ребенка есть потенциал, который следует развивать.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 57 (4851) от 03 апреля 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Единовременная выплата из средств маткапитала
Город и деревня
стали предметом исследования В.П. Семенова-Тян-Шанского
Ирина Сизова
Читайте в этом номере: