07:20 МСК
Вторник
07 / 02 / 2023
3722

Жизнь, посвященная Есенину

Сегодня в рубрике «Наша Есениниана» мы начинаем цикл рассказов о директорах константиновского музея

Первый директор, заслуженный работник культуры РФ Владимир Астахов, и сейчас работает в Константинове – в должности научного консультанта. Владимир Исаевич входит в состав научно-методического и ученого советов музея-заповедника, выступает с докладами на конференциях и научно-практических семинарах. Он консультирует коллег по истории музея-заповедника, готовит статьи для публикации в «Есенинском вестнике», передает архивные предметы в фонды.

04-07-31 Часто можно встретить Владимира Исаевича и вне кабинета, на усадьбах или на сельской улице. Смотрит он на константиновский пейзаж с восстановленными зданиями и зелеными садами – и любуется плодами своего труда, усилий своих соратников. Может быть, это и есть настоящее счастье, когда человек на пороге 80-летия говорит: «То, что мне довелось сделать, – это верх возможного».

А довелось Владимиру Исаевичу создать один из самых популярных в России литературных музеев-заповедников... Почти с нуля – потому что принятое 30 июля 1965 года, в год 70-летия со дня рождения С. Есенина, решение о создании мемориального дома-музея в Константинове не предусматривало привлечения больших финансовых средств и людских ресурсов.

Имя нашего земляка долгие годы было под запретом. Все, связанное с Есениным, уничтожалось. Владимир Астахов, уроженец здешних мест, видел это и переживал. Он, выпускник Коломенского педагогического института, работал учителем-словесником в Пощупове, куда его родители переехали из Костина. Любил поэзию Есенина, сам писал стихи – и сблизился с лучшими рязанскими поэтами и писателями, бывал с ними в Константинове. В 63-м году Эрнст Сафонов (впоследствии главный редактор «Литературной России»), стоя возле «той самой» избы, говорил Астахову: «Не представляю, как можно возродить то, что было при Есенине».

И правда, пейзаж разительно отличался от сегодняшнего. Перед домом родителей поэта шла единственная дорога на Федякино. Рядом – груды металлолома: ржавые трактора и прочая отслужившая свой век сельхозтехника. В обезглавленной (лишенной колокольни) церкви был склад горюче-смазочных материалов. Территорию возле дома Кашиной занимали фермы, в самом барском доме работал комбинат бытового обслуживания. Ничего не напоминало о садах, усадьбе и вообще – о Константинове времен Есенина…

…Летом 1965-го, возвращаясь из отпуска перед началом учебного года, Владимир Астахов встретил в Рязани известного поэта Александра Архипова. Архипов велел срочно бежать в Союз писателей: решался вопрос о назначении заведующего новым музеем в Константинове. Писатели сразу же рекомендовали Астахова управлению культуры.

Так тридцатилетний сельский учитель оказался заведующим мемориальным домом-музеем Есениных – филиалом областного краеведческого музея. И дом был открыт за месяц с небольшим, несмотря на проблемы с транспортом. В первые годы единственной подмогой был автобус «Кубань», принадлежавший «головному» краеведческому музею. Сам Владимир Исаевич долгое время каждый день бегал 11 километров из Пощупова в Константиново и обратно. Поскольку бегать через все Кузьминское начальнику несолидно, хитрил: проложил маршрут через скотные дворы. По той же причине и свои стихи перестал афишировать: тогда считалось, что серьезные люди поэзией не балуются.

…Привести в порядок избу, собрать экспонаты было непросто. Сестры поэта сохранили многие вещи, но далеко не все. Александра Александровна, передавая Владимиру Исаевичу пиджак поэта грубого сукна с парижским ярлыком, с грустью сказала: «Другие европейские костюмы мы прожили… Никогда не думали, что будет музей».

2 октября 1965 года на открытие приехало множество гостей. Владимир Исаевич вспоминает, как присел в избе, и тут в окно «ударило солнце, самовар заиграл яркими красками… Вошли Александра Александровна и Екатерина Александровна вместе с почетными гостями, московскими поэтами: сестры Есенина сами проводили для них экскурсию».

Дорога от Рыбного до Константинова (через Кузьминское) была грунтовая, большинство экскурсантов приплывали по Оке. На борту каждого парохода или теплохода – примерно 150 человек. Экскурсоводов – трое, включая самого Владимира Исаевича, мемориальный дом небольшой, других объектов нет. Придут сразу три судна – очередь «как в мавзолей». Надо было расширять музей – и менять пейзаж. Первым делом Астахов добился ликвидации склада ГСМ в церкви Иконы Казанской Божией Матери, мотивируя опасностью пожара. Председатель колхоза плакал: «Куда я горючее дену?» Он и не подозревал, что планы у Владимира Исаевича куда масштабнее: снести животноводческие фермы и возродить усадьбу Лидии Кашиной.

Только никаких документальных свидетельств не было – лишь поэзия, «Анна Снегина»… И вдруг одна из экскурсанток, прибывших на пароходе, журналистка по профессии, сказала, что знает адрес сына Лидии Кашиной. Астахов отправился в Москву.

Георгий Николаевич Кашин сначала отнесся к гостю из Константинова прохладно. Идея устроить в отнятой и разграбленной усадьбе музей, связанный с именем матери, выпускницы института благородных девиц, его не прельщала. Но Владимир Исаевич смог убедить Георгия Николаевича, что именно благодаря музею имя Лидии Ивановны не будет забыто.

Получив бесценные документы, Астахов пошел к руководству области: комбинат бытового обслуживания из дома выселили, за дело взялись реставраторы... В 1969 году состоялось открытие литературной экспозиции в доме Кашиной. На месте животноводческих ферм (по ним горевали не только местные – областные власти) Владимир Исаевич разбил сад, опираясь на воспоминания Георгия Николаевича и фото из его архива. Десятки деревьев посадил сам, привлекал студентов рязанских вузов. Появился и сквер возле дома Есениных. В 71-м году константиновский музей отделился от краеведческого.

Владимир Исаевич очень радовался, когда штат увеличили до восьми человек, только людей удержать было тяжело. Безо всяких решений и помощи сверху он построил дом для сотрудников на границе Константинова и Кузьминского. Но транспорта не было, зарплаты небольшие, и в целом условия… Специалисты уезжали: впрочем, такая картина была во многих мемориальных усадьбах, за редким исключением. А популярность есенинского музея росла.

В 1972–73 годах встречи с московскими писателями постепенно переросли в осенние дни поэзии. В Константинове выступали и Белла Ахмадулина, и Булат Окуджава… Выдающиеся художники, такие, как Николай Ромадин, приезжали писать есенинские пейзажи. И поток экскурсантов увеличивался: однажды у «привозной» деревянной пристани пришвартовалось сразу шесть больших теплоходов! Правда, вскоре выяснилось, что это грубое нарушение техники пожарной безопасности. Потребовалось построить причальную стенку.

Много хлопот было с переносом дороги на Федякино: чтобы проложить ее по новому маршруту, пришлось ездить в Москву, в Министерство сельского хозяйства. Сейчас константиновская площадь – это пешеходная зона, посреди которой стоит восстановленная земская школа. Старинное деревянное здание не уцелело, а Владимиру Исаевичу очень хотелось показать, где Есенин учился и получил похвальный лист. Оказалось, что сделать хороший сруб непросто: в Рязани нет ни подходящего леса, ни плотников. Потом музею выделили участок на границе Владимирской области. Астахову знакомо каждое бревно земской школы: сам в осеннем лесу, в одной рубашке, он складывал их в штабель вместе с владимирскими плотниками.

Многие удачи Владимир Исаевич приписывает везению: мол, люди хорошие встречались, любили Есенина. Приедет какой-нибудь начальник из Москвы в Константиново, директор проведет экскурсию, а потом заводит речь о планах – и вскоре принимается решение. Один «высокий гость» помог передать в ведение музея Спас-Клепиковскую второклассную школу, другой – выделить средства на строительство выставочного зала, третий – «отбить» эти деньги у районных властей, четвертый – придать литературно-мемориальному музею статус музея-заповедника…

Только прежде чем завести разговор о новом статусе (решение было принято в 84-м году), директор смог преобразить Константиново. Вид села уже во многом соответствовал тому, что было при жизни поэта. Владимир Астахов, директор по должности и поэт в душе, всегда понимал, что важен не только дом, но и окружающий пейзаж, ведь «есенинское чувство красоты рождалось именно среди этой природы…»

Фото Сергея Новикова и из архива музея

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 62 (4856) от 10 апреля 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Рязанцев приглашают посетить выставку работ членов городского клуба «Бусинка»

Живая классика

Вице-губернатор Сергей Филимонов объявил начало конкурса на лучший проект памятного знака Андрею Тарковскому, который будет установлен в Рязани на видном месте

«Элекс-Фаворит» демонстрирует высокий класс
Вячеслав Чирков
На вершине Олимпа
Мария Музычук (Украина) – 15-я чемпионка мира по шахматам среди женщин, россиянка Татьяна Погонина – вице-чемпионка
Анатолий Пономаренко
Читайте в этом номере: