В марте этого года в нашей газете было опубликовано интервью с ответственным секретарем Рязанского областного отделения Союза писателей России Раисой Николаевной Купавской. Оно было посвящено Году литературы, вкладу рязанских писателей в общественную жизнь региона, условиям, в которых трудится современный литератор, и т.д. Примерно на такие же темы состоялась беседа нашего корреспондента с руководителем Рязанского областного отделения Союза российских писателей Владимиром Борисовичем Орловым.
Р.В. – Читатель, не очень интересующийся литературными делами, может быть, уже и забыл, когда появились у нас два писательских союза с очень похожими названиями. Напомните, пожалуйста, Владимир Борисович.
В.О. – Произошло это в 1991 году. Именно тогда в результате крупных политических событий одна большая писательская организация СССР раскололась на две совершенно паритетные в юридическом плане организации.
Р.В. – Раскол произошел, как известно, по политическим мотивам: Союз российских писателей объединил тех, которые считали себя «демократами», а Союз писателей России – «почвенников». Проявляется ли это каким-то образом во взаимоотношениях двух региональных писательских организаций?
В.О. – За минувшие 24 года произошли большие изменения в ментальном мире всего писательского сообщества. Если посмотреть на уставы наших организаций, то они окажутся во многом одинаковыми. Чисто политические разногласия разделить не могут, потому что имеется гораздо больше моментов объединяющих. Мы все работаем на принципах патриотизма, гуманизма, просвещения. И, встречаясь с собратьями по перу из другой организации, большей частью говорим о наших общих заботах и планах. А как иначе? Человек пишущий в первую очередь нацелен на то, чтобы быть созидателем, творцом, работать на наши национальные интересы, которых много. Патриотизм, как нигде, проявляется в писательской профессии.
Но при всем этом в первые годы существования двух союзов некоторые, исходя из своей привычки, продолжали считать, что Союз писателей России, областное отделение которого осталось в Рязани на прежнем «писательском месте» (ул. Ленина, 35), как бы «главнее» нас… И приходилось иногда напоминать, что мы – паритетные организации. Со временем у нас появилось и свое помещение – в Доме Салтыкова-Щедрина.
Р.В. – Судя по книгам, которые выходят, членами вашей писательской организации являются и представители мира ученых…
В.О. – В нашей писательской организации 14 человек. В их числе – четыре профессора, двое из которых – Почетные профессоры РГУ имени С.А. Есенина, это Вячеслав Николаевич Козляков – историк, специалист по Смутному времени, постоянный автор серии «Жизнь замечательных людей», и Яков Моисеевич Колкер – известный переводчик и теоретик в области художественного перевода, ученик выдающегося переводчика Вильгельма Левика.
Р.В. – Скажите, зачем ученым, профессорам быть членами писательской организации? Что им это дает?
В.О. – Конечно, люди они самодостаточные, но даже талантливый человек чувствует себя обделенным, если он привязан только к узкопрофессиональной среде, не имея творческого общения. Интернета, заочных контактов с помощью современных средств связи все-таки не хватает. Куда важнее дружеские отношения с коллегами, когда ты можешь услышать и похвалу, и полезную критику. И должен сказать, что именитые члены нашего писательского объединения не ставят себя выше кого-либо из нас.
Р.В. – В момент создания Союза российских писателей в него входили Сергей Залыгин, Виктор Астафьев, Юрий Нагибин и другие известные творцы художественного слова. В числе нынешних членов союза тоже много корифеев. Есть ли общение между ними и писателями, живущими на периферии?
В.О. – Есть уровень официального общения – это, прежде всего, очередные писательские съезды, последний из которых состоялся в прошлом году в Тольятти. Есть формат рангом пониже – это координационные советы, которые, как правило, организуются в Доме творчества в Переделкине. Большое значение имеет для нас участие в альманахах «Лед и пламень» и «Паровозъ», которые выходят в формате большой организации. Они дают возможность представлять творчество писателей разных регионов, различных школ и направлений на общероссийском уровне.
Р.В. – Владимир Борисович, назовите хотя бы несколько книг, которые были выпущены Рязанским отделением союза в прошлом году.
В.О. – Вышла очень солидная книга Я.М. Колкера «Поэзия и проза художественного перевода» – совместный проект Академии гуманитарных исследований и РГУ имени С.А. Есенина. Издание это, на первый взгляд, лишь для специалистов перевода, но, уверяю вас, читается с удовольствием всеми, кто связан с литературой. У Ирины Константиновны Красногорской вышла краеведческая книга «Семеновское кольцо», Елена Сафронова выпустила роман «Жители ноосферы». Очень порадовал меня выход первого поэтического сборника «Эхо сердцебиения», автор которого Светлана Агапова. До недавнего времени она была ученицей Кузьминской школы Рыбновского района и занималась в Рязанской областной заочной школе детского литературного творчества.
Р.В. – Я знаю, что вы давно ведете занятия в этой школе, относитесь к делу очень ответственно. Именно с данной работой отчасти связано ваше обучение на магистерском отделении института психологии в РГУ имени С.А. Есенина. Как поэт и психолог можете вы сразу распознать, есть у человека поэтическое призвание или… ему лучше вообще не писать? Сейчас, когда за деньги выпускается столько некачественной литературы, это было бы благом.
В.О. – Во-первых, школа, конечно же, не ориентирует своих питомцев на написание и выпуск книг, получение премий на различных конкурсах и т.д., хотя все это случается с нашими ребятами нередко. Ее главная цель – привлекать ребенка к книге и творчеству, воспитывать у него культуру чтения и как раз художественный вкус. Что касается, писать или не писать… Процесс развития творческой личности очень сложен, и нельзя в какой-то момент абсолютно точно определить, на что она способна. Иногда складывается впечатление, что перед тобой очень скромное дарование, а потом вдруг – прорыв! Внутренние резервы человека очень велики, иногда даже малая похвала оказывается большим стимулом для пробуждения творческих ресурсов.
Р.В. – Многие писатели связывают Год литературы с возможностью решения болезненной для себя проблемы: легализации профессии «писатель», когда будет все «как у людей» – больничные листы, профессиональный стаж, пенсия… Насколько серьезны такие надежды?
В.О. – Точкой отсчета для постановки вопроса об этом можно считать Всероссийское Литературное собрание, состоявшееся 21 ноября 2013 года, в котором участвовал Президент России В.В. Путин. Тогда говорилось о самых разных проблемах, касающихся литературы: деятельность творческих союзов, преподавание литературы в школе… Речь шла и о проекте будущего федерального Закона о гарантиях творческой деятельности в литературе и искусстве. Высказывалось пожелание, чтобы он был принят уже в 2015 году… Насколько я знаю, проект в настоящее время размещен в Интернете и находится в стадии обсуждения.
Я думаю, что писатели вправе рассчитывать на поддержку власти, потому что их деятельность социально направлена и значима. Мы работаем на позитивные цели.