В названных цифрах отразились и достижения последних лет в обеспечении доступной среды для детей с особыми образовательными потребностями, и проблема, связанная с этим. Об этом шла речь на одной из секций прошедшего образовательного форума. Особенно хочется подчеркнуть, что такая тематическая секция работала впервые, объединив руководителей школ-интернатов, коррекционных школ, средних профессиональных учебных заведений, заинтересованных в обсуждении проблемы. Я сделала для себя некоторые открытия. Оказывается, что дети с ограниченными возможностями под особым контролем министерства образования. Оказывается, что коррекционные школы – это не отстойник для детей, не способных учиться. Они активно развиваются в последнее время, растет их материальная база, улучшаются возможности полноценного обучения детей. И еще. Именно в этих учебных заведениях сегодня активнее всего используются всякого рода технические новшества и новые методики. Эти школы превратились в инновационные раньше других. Им иначе нельзя решить возложенные на них задачи.
Метод Марии Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, какой он есть. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.
Судите сами. Заведующая отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья комплексного центра социального обслуживания «Семья» Н. Байкова рассказывает о том, как они используют в работе с детьми методы Марии Монтессори, к которым издавна в нашем просвещении отношение было, скажем так, подозрительное. Ведь образование у нас устроено так, что в центре процесса – преподаваемый предмет, а ученик – лишь средство достижения цели. Об этом говорила на заседании секции преподаватель РГУ имени С. Есенина Н. Левина. Дети с особыми потребностями требуют иных подходов, иных приоритетов. К этому приходится привыкать. Так вот, оказывается, методы итальянки Монтессори как нельзя лучше подходят к работе с детьми, педагогически запущенными, не лишенными проблем с физическим и умственным здоровьем.
Вы, наверное, очень удивитесь, узнав, что именно в центре «Семья» для реабилитации детей с нарушениями двигательной активности используют костюмы Адели, более известные нам как «костюмы космонавта». Ребята не только учатся двигаться (и не без успеха) в этих чудо-костюмах. Им делают специальный массаж, с ними занимаются гимнастикой. И результаты, о чем радостно сообщила Н. Байкова, хорошие.
Заместитель директора коррекционной школы № 26 Т. Викулина рассказала о том, как они работают со слабовидящими и слепыми детьми. Сколько используется при этом современнейшей техники, как помогает педагогам и детям информатизация обучения. В этой сфере школа добилась фантастических успехов. Здесь компьютеризирован не только процесс обучения, но и вся система школьного управления, библиотека, процесс медицинской и коррекционной деятельности. Создана внутришкольная локальная сеть. Повышена информационная компетентность педагогов. Впрочем, ничего фантастического в этом уже нет. Мы уже понимаем, что компьютеры могут почти все. Вот только образовательная среда кое-где все еще с компьютерами, информатизацией на «вы». А надо бы переходить на «ты».
В 2009 году Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов. Теперь российское законодательство необходимо привести в соответствие с этим международным документом, призванным дать инвалидам равные права и возможности.
Михайловский экономический колледж-интернат (МЭКИ) известен далеко за пределами региона. С 1971 года здесь получают профессию дети и молодые люди с ограниченными возможностями. Более 3 тысяч специалистов выпущено за эти годы. Сейчас из примерно 400 обучающихся около 300 – это дети-инвалиды. Условия в интернате созданы великолепные. Никого уже не удивляет, что в интернате – отличный спортивный комплекс и бассейн, что здесь используется более 110 единиц вычислительной и 70 единиц офисной техники. Дети имеют возможность обучаться одновременно в техникуме и в вузе, заниматься в студенческом научном обществе. Обом все этом рассказала собравшимся заместитель директора МЭКИ М. Стенина. Но две проблемы пока остаются для питомцев этого необычного техникума трудноразрешимыми. Возникают они на старте и на финише обучения. На старте выясняется слабость школьных опорных знаний поступающих, и, значит, насущно необходимо подготовительное отделение, или так называемый нулевой курс. На финише главная проблема – трудоустройство. Примерно 10-15 процентов учащихся находят себе работу в период производственной практики, которую организовать для инвалида тоже непросто. Еще 5 – 10 процентов детей обучаются по направлению и запросам предприятий. Их будущее – тоже предсказуемо. Остальные трудоустраиваются сами. И здесь ухабов и кочек хватает. Потому так стремятся в интернате обучить своих выпускников еще и основам бизнеса, чтобы они могли попробовать себя и в этой сфере, если не найдется других точек приложения сил и знаний.
Специальная коррекционная образовательная школа-интернат «Вера» работает с особой категорией детей – с проблемами умственного развития. В прежние времена такие детки считались вовсе необучаемыми. А здесь их учат и дают надежду их родителям, их близким на то, что у ребят есть будущее, есть возможность адаптации в обществе. Сейчас в интернате 105 воспитанников и 24 человека в очереди на обучение в этой чудесной школе. Здесь масса проблем. Не хватает учебников и учебных программ. Высока текучесть кадров. Примерно 90 процентов семей, из которых пришли сюда дети, испытывают серьезные материальные трудности, и рассчитывать на их помощь школе не приходится. Но школа «Вера» растет, развивается, здесь создана опытно-экспериментальная площадка. Надо было слышать, с каким энтузиазмом рассказывала о своих воспитанниках и своих коллегах директор школы Г. Ю. Ерошина, чтобы поверить в большие перспективы этого учебного заведения. Им бы помочь, поддержать, протянуть руку помощи не только государственным структурам, но и обществу. Ведь, к сожалению, психофизическое здоровье наших детей имеет тенденцию не к улучшению, а к ухудшению.
Специальная коррекционная школа-интернат №18 г. Рязани и средняя общеобразовательная школа – центр дистанционного образования незримо связаны одной нитью. Директор центра дистанционного образования Г.В. Корпачева была руководителем школы-интерната № 18 и теперь не устает удивляться тому, какой огромный шаг вперед сделала эта школа под руководством А.Е Черкасовой. В этой школе работают с детьми, у которых нарушен слух. Педагоги здесь дают детям возможность не только слышать, по-новому осязать окружающий мир, получать знания о нем, но и находить свое место в этом мире. Здесь в детей вселяют уверенность в собственной социальной значимости. С помощью современной техники и новых педагогических технологий, приобщая к искусству и мировой культуре.
Г. В. Карпачева к началу учебного года по всей области набрала первых 50 учеников в школу дистанционного образования. В области открыты три филиала центра дистанционного образования. Центр получает современную компьютерную технику, оборудованы классы, подготовлены педагоги. Этот центр даст образование детям, которые не могут выходить из дома, чьи двигательные возможности чрезвычайно ограничены. И у этих детей есть большие образовательные перспективы. Директор верит в это. Как верит и в то, что через два года ей удастся рассказать не только о планах, но и о достижениях.
Участники заседания секции получили массу новой информации, которой, к сожалению, не обладают многие родители, педагоги, социальные работники. Все пришли к выводу: надо чаще встречаться, активнее обмениваться опытом, информировать о новых возможностях для детей с особыми образовательными потребностями общество. Что ж, мы с удовольствием этим займемся.