Стена в школьном кабинете Виктора Михайловича вместо обоев оклеена грамотами его учеников. Секрет таких успехов прост – трудолюбие: «Говорю ребятам: раз мы завоевали себе это высокое место, ниже опускаться нельзя». Воспитанники Суярова занимают призовые места в большинстве областных соревнований по туризму. Да и как может быть иначе, когда перед глазами – живой пример в лице педагога. Команда учителей Рязанского района, куда входит Суяров, считается одной из самых сильных в регионе. Прошедший в июле в рамках Года учителя очередной турслет педагогов еще раз подтвердил это: она завоевала первое место в общекомандном зачете. Как удается совмещать учительскую работу с серьезными занятиями спортивным туризмом, что из обширных собственных знаний передать ученикам, как увлечь и организовать ребят? Виктор Михайлович с удовольствием поделился богатым опытом работы.
Более 30 лет Суяров руководит кружком по обучению детей жизненным навыкам в природной среде Центра развития творчества детей и юношества. Перед этим была учеба в строительном техникуме в Костроме, серьезное увлечение велосипедами, получение звания мастера спорта, опыт преподавания в спортивной школе олимпийского резерва… Сегодня же он учит ребят – старшую и младшую группы по 15 человек каждая – тому, как правильно разжечь костер, поставить палатку, как отличить съедобные грибы от ядовитых. Большая часть занятий посвящена освоению основных туристических навыков. За четыре года, в течение которых дети посещают кружок, несколько легкомысленные, несамостоятельные подростки становятся совсем другими людьми: в многокилометровых велопоходах и спусках по рекам на байдарках рождается уверенность в собственных силах, привычка нести ответственность за каждый поступок, готовность при первой необходимости подставить дружеское плечо соседу. За все время существования кружка Суяров с воспитанниками обошел почти всю Рязанскую область. Ученики и после школы не оставляют занятий туризмом. Для кого-то он становится любимым видом отдыха, другие приводят в кружок своих детей, третьи – ими Виктор Михайлович гордится особенно – идут по стопам учителя.
– Молодые педагоги – мои бывшие ученики Елена Ромадина и Михаил Пучков в этом году выступали в одной команде со мной на областном турслете, – рассказывает Суяров, – и показали отличные результаты.
Элементы спортивного туризма Виктор Михайлович постоянно включает и в школьные уроки физкультуры. Согласно разработанной Суяровым программе «Развитие двигательных качеств средствами туризма» два урока в неделю проводятся по комплексной программе, а на третьем школьники учатся вязать узлы, преодолевать препятствия, ориентироваться по компасу на местности.
– Самое главное, – делится Суяров, – ребят увлечь. Огромную роль в этом играет наличие необходимой материальной базы. За годы работы у меня накопилось все для полноценных занятий. Хочешь баскетбол, волейбол – пожалуйста. Если лыжи, то нарежу лыжню на «Буране» – только катайся. Если туризм, то крючки, веревки – все в наличии…
Второе важное условие для приобщения ребят к физической культуре, по мнению Суярова, – это личный пример. Вот уже 15 лет учитель Турлатовской школы ездит на работу с Московского шоссе на велосипеде. К слову сказать, занятия спортом – семейная традиция Суяровых. Отец, брат, жена и три дочери Виктора Михайловича – все спортсмены. В 2005 году семья Суяровых даже участвовала во всероссийской акции «Семейные династии» как одна из лучших спортивных семей России.
Судя по рассказу педагога, при таком заинтересованном подходе к работе передать свою страсть ученикам удается с легкостью:
– Бывает, у меня вся школа по осени недели по две в лапту играет. Потом этот период проходит, начинается туристический бум. Я даже не убираю в зале полосу препятствий, полмесяца все лазят по веревкам. Потом начинается бум волейбольный и так далее.
На мое замечание, что, наверное, его уроки никто в школе не прогуливает, почетный работник общего образования, учитель высшей категории Виктор Суяров смеется:
– Почему? Бывает, бывает. Иногда. Но я стараюсь, чтобы ребята загорелись, чтобы у каждого начало получаться – и тогда им самим хочется продолжать.