«Святой – это человек, который не возвышается над внешним миром, а, напротив, увлекается им, живет в нем, как бы сорастворяется с ним», – говорил в свое время Феофан Затворник, подтвердив своей жизнью эти слова. Несмотря на то что он 22 года провел в затворе в Свято-Успенском Вышенском монастыре, святитель не терял интереса к материальному миру. Наоборот, отойдя от него на определенное расстояние, он глубже понимал его проблемы и чаяния.
Сегодня сестры монастыря называют «сердцем» Вышенской обители музей Феофана Затворника, который был открыт в 2010 году. Он дает возможность современному человеку прикоснуться отчасти к духовному подвигу святителя. Ведь многое из его затворнической жизни остается неизвестным.
Стены здания и внутренние помещения музея сохранились с XIX века. К сожалению, большинство вещей, которые принадлежали святителю при жизни, не уцелели в годы советской власти. Поэтому подлинных предметов (за редким исключением) в музее практически нет. Обстановка келии святителя Феофана восстанавливалась по описи, сделанной после кончины подвижника. Заметную помощь в сборе экспонатов оказали политехнический музей города Москвы, столичный музей имени М.И. Глинки, местные жители, которые передали в дар старинные вещи.
Экспозиция музея разместилась в четырех небольших залах. Первый из них посвящен истории Вышенского монастыря. Здесь можно увидеть портреты настоятелей обители, несколько прижизненных изданий святителя Феофана и книги, которые входили в круг его чтения. Подвижник был очень разносторонним читателем, изучал труды И. Канта, Ф. Гегеля, произведения У. Шекспира, А. Пушкина, А. Грибоедова и даже Чарльза Дарвина.
В первом зале паломники могут поклониться иконе Николая Чудотворца. Она написана рукой Феофана Затворника. Обычно иконописцы никогда не ставят личные подписи на образах, поэтому авторов святых ликов сложно установить. Но на иконе святителя Николая с обратной стороны есть дарственная надпись Феофана Затворника. Он писал этот образ в подарок одной благочестивой семье. В музее есть, кстати, еще три иконы (Спасителя, Федоровской Божией Матери и Казанской Пресвятой Богородицы), выполненные святителем Феофаном во время затвора. Они находятся в домовом храме, освященном в честь Богоявления, где подвижник ежедневно служил Литургию более двадцати лет.
В первом зале музея под стеклом витрины хранятся частички гроба, облачения, в котором был похоронен святитель, и листочки Евангелия, которое вложили ему в руки. До 70-х годов прошлого столетия мощи Феофана Затворника пребывали в Казанском соборе обители. В безбожное советское время монастырь пришел в запустение, на его территории была размещена психиатрическая больница. В 1974 году на Вышу приехали монахи из Троице-Сергиевой лавры, они изучали труды и жизнь Феофана Затворника. Увидев, что его захоронение находится в полуразрушенном состоянии, монахи перевезли мощи в Троице-Сергиеву лавру, где они и пребывали до 1988 года. Именно в это время Феофан Затворник был прославлен в лике святых и его останки передали в храм Сергия Радонежского, который находится в четырех километрах от Вышенской пустыни. Когда ее, спустя два года, вернули епархии, останки святителя крестным ходом перенесли на первоначальное место – в отреставрированный в 2002 году Казанский собор. Фотографии того дня можно увидеть в музее.
Во втором и третьем залах музея восстановлена обстановка кельи и кабинета святителя с его рабочими инструментами и прочими вещами, о существовании которых стало известно из переписки Феофана Затворника с духовными чадами. Оказывается, святитель был неравнодушен к музыке и, будучи в затворе, учился играть на фисгармонии (внешне она похожа на фортепиано). Как рассказала благочинная монастыря инокиня Татьяна, в одном из писем подвижник писал, что правой рукой владеет хорошо, а вот левой плоховато нажимает на клавиши. Через некоторое время святитель Феофан сообщил в письме: «Моя гуделка стала издавать странные звуки. Наверное, придется с ней расстаться…».
– Видимо, музыкальный инструмент сломался, и занятия на этом пришлось закончить, – рассказывает инокиня Татьяна. – Еще с отроческих лет святитель Феофан мечтал научиться играть на скрипке, и во время затвора просил ее прислать по возможности. Но как сложилась дальнейшая судьба этого музыкального инструмента – неизвестно. Упоминание о скрипке встречается только в одном письме.
Среди экспонатов музея есть, например, точильный станок, на котором святитель изготавливал различные изделия. В витринах представлены склянки для химических препаратов. Феофан Затворник занимался медициной, изучал анатомию, работал с микроскопом, наблюдал за движением небесных тел через телескоп. Не был безразличен и к новым изобретениям, в одном из писем просил прислать фотоаппарат и потом пробовал делать снимки в своей келье.
– Феофан Затворник был глубоко духовным человеком, он, как орел, парил высоко в небесах. Но при этом очень внимательно относился к материальному миру. Все это нашло отражение в литературных творениях святителя. На примере обычных предметов – телеграфа, швейной машинки, паровой пилорамы – Феофан Затворник объяснял суть духовных вещей, – говорит инокиня Татьяна.
В четвертом зале музея представлены экспонаты, связанные с современной историей Вышенской пустыни, где на протяжении многих лет не прекращается монашеская молитва за весь мир. «Преутешительная и преоблаженная обитель» – так называл Вышу Феофан Затворник, почувствовав здесь особую благодать Божью. Ее ощущают в своем сердце и паломники, приезжающие сегодня в монастырь.