К скандалу с выступлением «оренбургских пчелок» можно было бы и не возвращаться (мало ли какую похабщину выкладывают в Интернете), если бы за ним не маячила определенная линия культуры и поведения. Фривольные танцы подростков-малолеток в одной частной танцевальной студии Оренбурга стали темой сюжета на НТВ в минувшую субботу.
Вывод экспертов – ничего страшного, есть даже польза для ягодичных мышц и женского организма. Мол, здоровее будут. И вообще – пора прекратить цепляться к танцевальной моде. Нормы морали – вещь условная, когда-то и джаз запрещали играть, и рок-н-ролл танцевать, а сейчас эти жанры чуть ли не классические.
Не буду взывать к каким-то общечеловеческим нормам морали, этики и нравственности. Хотя и не лишним будет напомнить судьбу древнего Рима, где содомия была прологом к гибели империи. Сначала распадается ум, потом формы человеческого общежития, а следом, и очень быстро, государство.
Меня как зрителя это коробит. Я вижу, что все усилия таких балетмейстеров направлены в одну точку с расчетом получить какую-то практическую выгоду или скандальную известность. Или же они свихнулись и перепутали площадки. Тренировкой ягодичных мышц принято заниматься в фитнес-залах, а не на сценах.
У нас действительно много других проблем, кроме танцев. Допустим, демографическая. Здесь связь прямая – чем больше обнаженного тела во всех сферах повседневной жизни (от рекламы до культуры), тем меньше рождается детей.
Танец появился как элемент обрядового действия. Наши предки таким образом входили в контакт с различными стихиями. Сейчас ритмичными телодвижениями на сценах призывают не дождь и солнце, а силы иного свойства.
Приходится бывать на молодежных фестивалях и видеть танцевальные номера, где девочки с упоением изображают на сцене то, что мало понятно им, но хорошо известно взрослым. Потом мы смотрим в редакции снимки и бракуем кадры: за публикацию «такого» могут и к ответственности привлечь. Эстрадные костюмы под цвет кожи только усиливают ощущение полной обнаженки.
Не подумайте, что я пуританин и выступаю за цензуру. Очень хочется понять, куда мы все движемся и какой дивный новый мир предстанет скоро перед глазами.
Когда я увидел по ТВ фрагмент выступления «пчелок», то рука сразу потянулась к книжному шкафу. «В траве на лужайке среди древовидного вереска двое детей – мальчик лет семи и девочка примерно годом старше – очень сосредоточенно, со всей серьезностью ученых, углубившихся в научный поиск, играли в примитивную сексуальную игру.
– Очаровательно, очаровательно! – повторил сентиментально Директор». Так Олдос Хаксли в романе «О дивный новый мир» описывал общество будущего, где детей производят в инкубаторах и нет преград на пути удовлетворения самых разнообразных страстей ради единственной цели – убить в человечестве все эмоции и воплотить девиз Мирового Государства: «Общность, одинаковость, стабильность». Удовлетворяй инстинкты и не думай, потому что любые неудовлетворенные желания могут породить опасные мысли для господствующей мировой элиты.
Кто-то найдет в глобальной культуре аналогии с причудливым миром знаменитого автора антиутопии, кто-то с улыбкой отмахнется, посчитав все эти размышления несерьезными. Но что действительно впечатляет, так это реакция некоторых родителей, в данном случае мам, которые приветствуют увлечения своих дочерей.
Мне лично выход из этой культурной ситуации видится довольно простым: снять ремень да всыпать своему чаду хорошенько, чтобы всю блажь как рукой сняло. Проявить отцовский характер. Но тут другой вопрос – есть ли в таких семьях отцы? А если есть, то где они ходят?