В эти дни главные герои страны – солдаты Победы. Проходят встречи, беседы, фестивали, конкурсы, конференции… И во всем активно участвуют школьники. Педагоги понимают: это самый благоприятный момент для формирования у молодого поколения патриотических, гражданских чувств. Стараются, чтобы как можно меньше было официоза, чтобы такое эпическое событие, как Великая Отечественная война, предстало через конкретного человека, близкого нынешнему школьнику. Поэтому, например, на областной краеведческой конференции так часто и трогательно звучало: «мой прадедушка». Главное чествование победителей у всех нас еще впереди…
Но в предпраздничной, приподнятой, торжественной обстановке у меня в голове нет-нет, да и возникнет вопрос: как продолжится в школах вся эта очень нужная и вдохновенная работа?
В том, что она продолжится, у меня сомнения нет, ведь память о Великой Отечественной войне у нас не конъюнктурная, а кровная. И все-таки жизнь есть жизнь: бывает, что «текучка» заедает… А педагоги ей особенно подвержены. Вот почему случается, что собранные ребятами краеведческие материалы (о тех же ветеранах войны) могут без всякого движения пылиться в школьном шкафу, хотя когда-то собирались из них оформить выставку. А могут они с течением времени и совсем исчезнуть.
Поэтому специалисты не устают говорить педагогам-краеведам: не оставляйте в школе подлинные документы, снимите с них копии, храните их и используйте, а подлинники отправляйте в музей, самое надежное место для исторического документа.
Несоблюдение такого правила привело, например, к тому, что в недавнем прошлом бесследно исчезли материалы из школьных музеев, посвященные рязанцам – участникам революции 1905 года и рязанцам – делегатам съездов КПСС.
Не думаю, что кто-то спросит: кому нужны сегодня эти материалы? Всем должно быть понятно: исторических документов ненужных не бывает. Интерес же к советскому прошлому, судя по многим приметам, сейчас огромный.
Этот интерес используется, например, при создании таких телевизионных сериалов, как «Стиляги», «Фарца»… Предваряя показ последнего, один из его авторов сказал, что нынешней молодежи интересно будет узнать о жизни в 60-е годы тех молодых людей, из которых выросли впоследствии некоторые олигархи…
Но в те же 60-е жили не только стиляги, валютные спекулянты и фарцовщики – их было очень мало. Подавляющее большинство молодежи работали на заводах и стройках, полях и фермах. И они вовсе не походили на «шариковых», с которыми олицетворяют людей труда некоторые представители нашей либеральной интеллигенции.
Я живу в доме, который в середине 60-х годов построило одно крупное рязанское предприятие и расселило в нем своих работников. За минувшие годы жильцы многих квартир поменялись, но остались и те, кто пришел сюда в качестве новоселов. Тем же школьникам-краеведам было бы, на мой взгляд, очень полезно с ними встретиться и поговорить. Это дети тех, кто сражался на фронте, был убит или с победой вернулся домой. Им выпало на долю восстанавливать разрушенное хозяйство, строить новые рязанские предприятия, трудиться на них. Краеведческая работа в этом направлении может стать достойным продолжением той, которая проходит в связи с 70-летием Победы.
Сейчас, как пишет газета «Известия», разрабатывается проект Стратегии патриотического воспитания граждан России на 2016–2020 годы. И, по мнению экспертов, в ней не обязательно должна доминировать военно-патриотическая тема, как в действующей ныне федеральной программе. Надо объединить усилия в формировании общекультурной, правовой, экономической основы для становления патриотических чувств россиян.