На школьных выпускных экзаменах Косырев получил первую в своей жизни четверку – по алгебре. И это разозлило! Из принципа подал документы на физмат. Экзамены сдавал с азартом. И блестяще сдал: математика (письменный) – пять, устный – пять, физика – пять.
Годы учебы в институте пролетели незаметно. Была возможность остаться в аспирантуре, но в 1978 году начал работать в восьмилетке села Князево. Это была еще одна пятерка в его жизни. Именно пять лет жизни было отдано сельской школе. За эти годы Петр Борисович, как в шутку и всерьез говорит он сам, в полной мере удовлетворял свою тягу к преподаванию. Учителей на селе не хватало, и молодого специалиста нагрузили сверх всякой меры. Физика, математика, алгебра, химия, биология и даже иностранный язык. Так как привык делать все на совесть, то все свободное время уходило на подготовку к урокам. Петр Косырев всегда считал: что учитель приносит в класс, то ученики и уносят.
Через пять лет Косырева позвали в родную среднюю школу №3. Уходить не хотелось, к работе сельского учителя, что называется, прикипел душой. Но микрорайон Металлург, где прошли детские годы, где продолжали жить друзья, одноклассники и родители, школа, которую закончил, перетянули. Через десять лет – пять в институте и пять в селе – Петр Косырев вернулся в школу, из которой ушел. То, что приходилось работать рядом с теми, кто когда-то учил, добавляло ответственности. Косырев много читал, ходил на уроки к опытным педагогам, ездил на семинары, экспериментировал.
К учителю, вкладывающему душу в работу, приходит заслуженный успех. На предметных олимпиадах по физике и математике, проходящих в городе, ученикам Петра Борисовича Косырева нет равных. В городе появилась шутка: «Раз приехал Петр Борисович с учениками, то они все призовые места и увезут».
С позиции прожитых лет Петр Борисович утверждает, что точным наукам можно научить каждого ученика. На мои сомнения гуманитария учитель физики и математики приводит свои доводы. Среди тех, с кем занимался Косырев индивидуально, нет ни одного, кто не сдал единого государственного экзамена. Правда, Петр Борисович сам же и добавляет, что научить математике – это совсем не то, что научить видеть красоту этого предмета. Гармонию алгебры способен понять и разглядеть только истинный талант.
Косырев считает себя счастливым учителем. В его педагогической практике таких талантов было немало. О двух своих выпускниках прошедшего учебного года Петр Борисович говорит как об истинных самородках. На всех проходящих городских олимпиадах ребята оказывались неизменными победителями, и спор за первое место вели только между собой.
Учитель математики и физики – человек деликатный и, когда заходит речь о детях, очень осторожен в оценках. По твердому убеждению Косырева, их нельзя сравнивать, говорить, кто хуже или лучше, они просто разные, талантливые каждый по-своему. Задача учителя в том и состоит, чтобы талант выявить и развить. Отсюда и важность личностных качеств человека, который приходит в профессию и кто в ней остается. Быть настоящим учителем способен не каждый.
Опыт работы и годы жизни, отданные детям, заставляют Косырева думать о завтрашнем дне школьного образования. Год учителя, объявленный Президентом страны, по мнению Косырева, говорит об озабоченности руководства страны положением в общеобразовательных учреждениях.
Звание «Заслуженный учитель России», недавно присвоенное Петру Косыреву, можно воспринимать как заслугу за долгий и успешный труд. А еще – как оценку деятельности человека неравнодушного, болеющего душой за подрастающее поколение и будущее страны.