Мечта отца
Юрий Мишин и Татьяна Минеева познакомились в поезде. Это не была романтическая поездка к морю во время отпуска. Молодые специалисты получили после окончания техникума специальность электромонтажников и колесили в одной бригаде по всей стране на строительно-монтажном поезде №801, приписанном к Москве. Юрий Мишин учился в железнодорожном ПТУ №4 города Рязани, Татьяна Минеева – в свердловском техникуме, а встретились в Курске. Вскоре поженились. Руководство дороги выделило молодой семье вагончик, обещали дать квартиру в Подольске. Но когда родился сын Сережка, с работы пришлось уволиться. Оставлять его было не с кем, вот и приехали к родителям Юрия, в поселок Стенькино, что под Рязанью.
Юрий устроился на завод «Центролит», Татьяна подрабатывала на дому. Двум семьям в одной квартире было тесновато, и молодые стали подумывать о собственном жилье. Квартиру в Рязани не купить, потому что дорого, да в городе и не хотелось, а вот на небольшой домик в селе – проект заманчивый. Тем более это была давняя мечта отца Юрия – Александра Михайловича. Дом присмотрели в селе Реткино Рязанского района.
– Мы решили, что вариант неплохой, – говорит Юрий Мишин. – До Рязани 20 минут езды, а главное – земельный участок есть. Грядки можно разбить, цветочные клумбы, фруктовые деревья посадить. Дом был настолько ветхим, что мы решили его сломать и построить новый.
Но начинать строительство на одну заводскую зарплату Юрия было нереально, и Мишины решили заработать деньги на стройку за счет земельного участка. Тем более что родился второй сын, Олег, и потребность в деньгах увеличилась. Посеяли на клумбах астры и уехали на Урал, в гости к родителям Татьяны. Когда вернулись, увидели в саду красоту необыкновенную. Астры продали на рынке и заработали 30 рублей.
– В середине 80-х годов прошлого века это были неплохие деньги, – вспоминает Татьяна Мишина. – Юра зарабатывал 150–200 рублей. С «Центролита» ему пришлось уйти. Устроился на предприятие поближе к дому. Выучился на сварщика. Днем работал на заводе химического волокна, по вечерам до темна – на огороде. Я – вместе с ним. Так начинался наш цветочный бизнес.
Земля-кормилица
Рассаду поначалу выращивали на подоконниках. Но ни света, ни места не хватало, да и таким образом много растений не вырастишь. В 1990 году Мишины построили на огороде первую теплицу. Небольшую, восемь на два с половиной метра, под стеклом. Отопление в теплицу провели, но печку пришлось топить дровами. Выращенные цветы продавали на рынке. Той конкуренции, что в цветочном бизнесе сейчас, тогда не было. Мешали трудности иного рода.
– Проверяли нас на рынке почти каждый день, – говорит Юрий Мишин. – То милиция придет, то бандиты. «Айрапетовские» даже визитку с телефоном оставляли, мол, придут «слоновские», говорите, что «крыша» у вас уже есть, и звоните нам. Власти тогда на нас внимания не обращали, мест на рынках для торговли выращенной на своих участках продукцией не выделяли. Деньги мы зарабатывали небольшие, но все же дом строить начали. А со временем и «Москвич» купили, ведь надо было на чем-то цветы на рынок возить.
Интернета в ту пору не было. Начинающие земледельцы выписывали журнал «Приусадебное хозяйство». На страницах публиковались адреса. Увлеченные огородом люди переписывались, делились советами, обменивались семенами. Семена гладиолусов и тюльпанов покупали в Прибалтике.
Многие сельчане, имеющие в собственности земельные участки, не утруждают себя работой на них. Считают, что возделывать собственный огород трудоемко и невыгодно. Дешевле те же овощи, фрукты, картофель купить на рынке или в супермаркете. А вот кто решил на даче не отдыхать, а работать, лишаются в жизни многих удовольствий, потому что от зари до зари трудятся на грядках.
– Это так, – соглашается Татьяна Мишина, – но когда мы получаем конечный результат в своей работе – радость переполняет душу. Заходим с утра в нашу оранжерею, а там все цветет и благоухает. С ранней весны выращиваем тюльпаны, а потом – петунии, виолу, сальвии, бархатцы, вербену. С середины лета – розы, хризантемы, лилии, астры. И уходить из теплиц не хочется. Порой продаем на рынке цветы – и жаль с ними расставаться. Они нам как родные. Ведь столько сил вложено, прежде чем этой красотой делиться с людьми.
Помимо эстетического наслаждения, не на последнем месте и материальный достаток от цветочного бизнеса. Со временем Мишины построили большой дом, поменяли старенький «Москвич» на иномарку, причем машины в семье – у каждого, включая сыновей – Сергея и Олега. Январь у цветоводов – единственный свободный месяц, когда можно немного отдохнуть от работы. По традиции Юрий и Татьяна проводят свой зимний отпуск на заморских курортах. Многие в селе им завидуют, но мало кто хочет так же трудиться.
– Труд, на самом деле, нелегкий, – говорит Юрий Мишин. – На огород мы отправляемся с восходом солнца и возвращаемся ближе к полуночи. Земля любит заботливые руки, тогда она щедро вознаграждает того, кто на ней работает. С годами в теплицах у нас появились свои приемы возделывания земли, работы с семенами, рассадой. Сейчас в рязанском цветочном бизнесе возникли трудности. Конкуренция резко возросла. Появилось засилье привозного цветка, продается который по демпинговым ценам. Порой нашу качественную продукцию нелегко бывает предлагать потребителю.
В этом году Мишины решили расширить видовой состав тепличных растений. Теперь у них еще и рассада садовой земляники (более 30 видов), включая редкие сорта. В минувшую субботу на ярмарке, что на Театральной площади проводится, за рассадой ягоды люди в очереди стояли, так что перспективы неплохие.
Сыновья у Мишиных уже выросли. У каждого, благодаря работе на земле, теперь собственное жилье. И главное, что есть у трудолюбивых цветоводов, – это уверенность в завтрашнем дне. Юрий и Татьяна полагают, что на их семейную экономику вряд ли какие зарубежные санкции повлияют, потому что всегда поддержит земля-кормилица.