За последние годы и государство стало сильнее, и народ – богаче. Кто-то не согласится со мной. Станет приводить аргументы, статданные о снижении покупательской способности населения. Попытаюсь убедить примерами.
Сыновья знакомых, два девятилетних мальчика, уговорили меня посмотреть матч чемпионата России по хоккею. Зал Ледового дворца был переполнен. Я огорчился: рязанская молодежная команда «Молния» играла хуже гостей.
– На следующий матч все зрители опять придут, – уверяли меня сопровождавшие. – Несмотря на рязанские проигрыши, для нас увидеть своими глазами чемпионат страны – событие.
Дело происходило в Сасове. Я приехал сюда навестить старых приятелей. Ледовый дворец здесь, кстати, построили в 2012 году – сравнительно недавно. Глава горадминистрации Евгения Рубцова даже письма писала в областное Правительство с просьбой проводить матчи «Молнии» именно здесь. Мальчики были правы: в Сасове эти матчи вызывали ажиотаж, хотя в Рязани в «Олимпийском» зрителей на них даже на четверть зала не набиралось. Поэтому Рубцовой и пошли навстречу.
На следующий день те же мальчики пошли на тренировку в бассейн «Нептун», плавали по настоящим 25-метровым дорожкам. А в парке, что рядом с бассейном и Ледовым дворцом, бегали сасовские мастера спорта по полиатлону: готовились к первенству России. Этот вид спорта в городе особенно развит. Вечером же один из моих знакомых, увлекавшийся сочинительством, отправился на занятие литературного объединения, которое вел Владимир Хомяков – сасовский поэт, известный в стране.
В этих местах, около парка, прошла часть моей молодости. Ровно 32 года назад я поселился, привезя из Рязани жену и двух крошечных дочерей, в новом девятиэтажном восьмиподъездном доме. Его называли в Сасове «голубой мечтой» – как украшение города. Мне было 27 лет, соседям около того, мы получали, казалось, нормальную зарплату, работали на престижных должностях, но и в мечтах не держали появление в Сасове Ледового дворца или бассейна. Рубль советский мы называли деревянным, то бишь – не востребованным. В магазинах – шаром покати. Мясо, колбаса – только в потребкооперации, на базаре. Да еще и по «кусачим» ценам. И жили – да как почти вся страна! – полуподпольно, изворачиваясь в поисках всяких «левых связей» и доходов. Жена изнывала от сасовского однообразия и скуки, и мы три года спустя уехали.
Сегодня же Сасово живет совсем иначе. Все до единого наши пожелания исполнились. Рубль можно обменять на самую престижную иностранную валюту, он теперь считается твердым. По количеству легковых автомобилей на душу населения Сасово в начале XXI века обогнало Москву советских времен, а по количеству бытовой техники – в первой половине 1990-х. За право продавать в сасовских магазинах товары борются не только рязанские или московские, но и чуть ли не все российские фирмы. На прилавках можно увидеть все, что есть в современной столице. Ну, или почти все. Рядом с «голубой мечтой» по одному-два в год возводятся элитные многоэтажные дома – с квартирами в полтора-два раза больше и несоизмеримо удобнее советских, и заполняются новоселами снизу доверху. Деньги на жилье у сасовцев, значит, водятся.
Сфера услуг тоже совершила качественный скачок: мои дети в 1980-х могли бы позавидовать сверстникам, живущим в 21 веке: тем чуть ли не с младенческого возраста можно записаться и в спортивную секцию, и в художественную студию. В городе работают Дом детского творчества, станция юных техников, детско-юношеская спортивная школа, музыкальная и художественная школы, услуги оказывают и частные предприниматели.
Развитие социальной и культурной сферы не останавливается. Уже после распада СССР в «голубую мечту» подвели природный газ. Недавно этот дом вместе с двумя сотнями других многоэтажек стал отапливаться по новой технологии – с помощью мини-ТЭЦ. Она тоже работает на природном газе. В квартирах моих знакомых всю зиму было очень тепло.
Среди сасовской молодежи набирает популярность движение Workout – особая гимнастика. С помощью городского бюджета рядом с Ледовым дворцом оборудовали для Workout спортплощадку этой зимой. В социальных сетях сасовцы гордятся: движение развивается – первым в области.
А вскоре, тоже рядом с «голубой мечтой», еще одну спортплощадку построил «Газпром». Идею подал министр спорта России Виталий Мутко во время своего визита в этот город. Объект вошел в программу «Газпром – детям» – крупнейший социальный проект. Спортплощадка многофункциональная. На ней оборудовано поле с искусственным покрытием. Здесь можно заниматься мини-футболом, волейболом, баскетболом и другими видами спорта.
Я пишу обо всех этих фактах с радостью. Но говорить в Сасове о них непросто: социальный рост города далеко не у всех вызывает интерес. Ведь исполнилось еще одно пожелание поры моей молодости. Мы в «голубой мечте» тайком, на кухнях, но единодушно возмущались: ну почему государство так много пропагандирует свои успехи, навязывает сплошной позитив? Мы, мол, соскучились по проблемам. Вскоре они пришли – да такие, что СССР распался.
А российское государство в 1990-е годы, словно во исполнение нашей молодежной мечты, пропаганду позитива прекратило почти совсем. Один из лучших примеров этого привел бывший глава региона Вячеслав Любимов.
«У нас открывался мост через реку Проню, – рассказывал он, – и я пригласил федеральные средства массовой информации осветить это событие. Мне ответили: неинтересно – вот если бы мост рухнул, то мы бы приехали».
Сейчас этот вакуум позитива если и заполняется, то медленно и далеко не всегда профессионально. Не пора ли государству энергичнее рассказывать о своих успехах? Этот вопрос задали Президенту России Владимиру Путину на одном из форумов «Селигер». Вот что он ответил:
– Есть очень важная вещь: если это делать исключительно за деньги государства и с помощью государства, то доверие к такой информации будет незначительным. Вот в этом весь фокус, понимаете? Надо делать это талантливо, интересно, зажигать людей, привлекать людей к этой информации и в то же время пользоваться минимальной поддержкой со стороны государства, хотя это, конечно, святое дело. То, что вы делаете, абсолютно святое дело. Но чем больше вы будете получать денег от государства, тем больше вам будут клеить какой-нибудь ярлык и тем меньше будет доверия к этой информации, которую вы формулируете. Давайте вместе подумаем над этим.
Что ж, подумаем. А пока я пишу о радующих меня фактах исключительно как частное лицо. Сасово, конечно, не сосредоточие всех достижений. Но от других рязанских райцентров его отличает Ледовый дворец. Это сооружение действительно уникально для сравнительно небольших муниципалитетов – в городе живет всего около 29 тысяч человек. Зато в Ряжске есть уникальный большой зоопарк – со львами, тиграми, множеством других животных, красивым дизайном. В Ухоловском районе свое отличие – например, контактный зоопарк в деревне Щурово, где люди прогуливаются вместе со страусами, вьетнамскими свиньями, прочими некусачими и неагрессивными существами. В Скопине – известный на всю страну театр «Предел» и еще более знаменитые гончары. А сколько появилось только за последние годы в райцентрах, даже самых отдаленных, физкультурно-спортивных комплексов, бассейнов, новых детсадов, школ, домов культур. Перечислять уникальные особенности муниципалитетов можно долго, но вывод все равно последует один: в лучшую сторону изменились, окрепли за последние годы все до единого райцентры. Сасово – не исключение.
А Рязань с ее аквапарками, Дворцом спорта «Олимпийский», строящимся кластером «Рязанский» и только что сданной в эксплуатацию биатлонной трассой, с ее развитой социальной сферой, разумеется, богаче малых рязанских городов и поселков – как и положено областной столице. Москва – намного богаче Рязани. Что из этого следует? Меняется, становится состоятельнее вся Россия.
«Времена не выбирают,
В них живут и умирают», –
писал поэт Александр Кушнер.
Моему поколению досталось сложное, но хорошее время. И народ мы – сильный.