Сегодня в Москве, на площадке ВВЦ, открывается XXIII Международная Московская книжная ярмарка. Уже более тридцати лет – это крупнейший книжный базар нашей страны. Рязанские книжные издательства на ВВЦ почти не представлены.
Дело не только в плате за полку, достаточно приличной. Дело, скорее, в уровне регионального издательского бизнеса. Разговор об этом мы начали в одном из июльских номеров нашей газеты («РВ» № 136 от 23 июля с.г.). Мы и предположить не могли, что найдется повод для продолжения темы. Повод нашелся. В августе областная библиотека имени Горького организовала «круглый стол» по проблемам книгоиздания и книгораспространения. К участию в нем приглашались руководители региональных книжных издательств, торгующих организаций, представители библиотек области. В заседании принял участие исполнительный директор Ассоциации книгораспространителей независимых государств (АСКИ) Анатолий Владимирович Горбунов. Он, собственно, и стал главным спикером и возмутителем спокойствия за круглым столом.
Прошлый кризисный год и начало этого не стали триумфальными для книжной торговли. Московский гость назвал неутешительные цифры. В нашей стране книжная торговля составляет ничтожную долю товарооборота – менее одного процента, примерно 120 миллиардов рублей. В США – 43 млрд. долларов, в Индии – в десять раз меньше. Но нам такие цифры и не снились. Да, сегодня в России выпускается в три раза больше наименований книг, чем в советское время. Но средний тираж современной российской книги почти в четыре раза ниже и не превышает 10 тысяч экземпляров. В 1989 году в стране было 175 издательств. Сейчас – более 6 тысяч. Но десять ведущих издательств России сегодня выпускают четверть всех отечественных книг и почти половину тиражей. От восьми с половиной тысяч советских книжных магазинов сегодня мы пришли к трем тысячам. Кризис привел некоторые из процветающих книготорговых организаций к большим финансовым проблемам. Я нагружаю читателя цифрами для того, чтобы стало понятным: те больные проблемы, о которых я писала в июле применительно к Рязанской области, характерны для всего книгоиздательства и книжной торговли. Книга сегодня – не товар первой необходимости.
Состоявшийся за «круглым столом» разговор, очень напомнил мне известный пушкинский «Разговор книгопродавца с поэтом», в котором владелец книжной лавки восклицает: «Наш век –торгаш, в сей век железный без денег и свободы нет». Конечно, хорошо известная в Рязани, да и в стране, директор книжного магазина Торгового дома «Барс» Светлана Платова иначе относится к книге. Ее магазин – один из немногих, работает с рязанскими издательствами. Но на полках книжного «Барса» – 60 тысяч наименований. Рязанская книга теряется в этом книжном изобилии. И сколько бы ни возмущался писатель и издатель Владимир Бандорин таким «пренебрежением» к местной книге, ситуацию трудно переломить. Книжный магазин должен продать книгу, а не заниматься рекламой произведений рязанских авторов. И здесь главное противоречие между писателем, издателем и книгопродавцом. Для магазина книга – только товар, востребованный или не востребованный потребителем. Для автора, а зачастую и для местного издателя книга – арт-объект, событие, раритет.
Как совместить два этих подхода к книге? Светлана Александровна Платова, магазин которой в прошлом году был назван в числе лучших книгораспространителей России, видит перспективу в Интернете. Достаточно туда выложить информацию о новой книге, и покупатели найдутся. У некоторых издателей уже есть негативный опыт работы с рунетом. У других, например, у православного издательства «Зерна», есть собственный интернет-магазин.
Анатолий Владимирович Горбунов настаивает на необходимости участия издателей в книжных ярмарках, конкурсах. Если книга становится известной, заметной для специалистов, она находит дорогу к читателю. Выходит ряд периодических изданий, занимающихся пропагандой книги. Известное «Книжное обозрение» и менее известная «Книжная индустрия» – в их числе. Но скажите честно, вы часто читаете «Книжное обозрение»? И я тоже – нет.
Пока мы спорим о том, как продать то, что издается в провинциальном издательстве, и как издать именно то, что будет продаваться, изменилась ситуация на книжном рынке в глобальном масштабе. И дело не только в том, что электронная книга составляет конкуренцию бумажной. Мы все чаще покупаем бумажную книгу не просто потому, что ее необходимо прочитать. С этим-то проблем нет – включай компьютер и читай. Мы покупаем книгу, которую можно не только читать, но и рассматривать, не только читать, но и перечитывать. Интересная цифра попалась мне на глаза недавно: в Германии сегодня примерно две книги из трех покупается не для чтения. А для чего же, спросите вы. Самый простой ответ: в качестве подарка. Но не только. У книги есть функция социализации личности. Помните, как было неприлично не прочитать «Мастера и Маргариту», а потом «Альтиста Данилова»? Помните, как во времена нашей молодости покупали собрания сочинений и никогда их не читали целиком? Библиотека была признаком респектабельности. Когда я вижу в книжном магазине книгу «Вина» за 3000 тысячи рублей, я понимаю, кто ее купит. В приличном доме должны быть книги особого рода – хорошо изданные и иллюстрированные, популярные и редкие.
Издательский бизнес, как всякий другой, должен откликаться на запрос рынка, искать в нем свою нишу. Самый простой пример лежит, что называется, на поверхности. Столичные книгопродавцы знают, что исторические, краеведческие книги местных издателей востребованы столичным читателем – исследователем, студентом, научным работником и просто любознательным человеком. Ну, кто, кроме местного автора, в подробностях опишет семейную историю и родословную какой-нибудь местной знаменитости, расскажет о полной событиями летописи затерянного в российских просторах города или об экспонатах местного музея. И это должно быть не только интересно написано, но и любовно отредактировано, и хорошо издано. И тогда книга станет не только событием в местной культурной жизни, но и товаром.
У нас в Рязани издаются книги этого рода. Они находят спрос. Но издавать их непросто. И на открывающейся сегодня в Москве книжной ярмарке Рязанскую книгу представит издатель К. Ситников, который издает книги, посвященные прошлому Рязанской земли, ее людям, ее культуре. Он, можно сказать, на эту ярмарку напросился. Потому что понимает, если не вырваться за пределы региона, если не продвигать книгу всеми доступными и мало доступными средствами, издание не принесет никакого дохода. Даже минимального. Ситников ищет покупателя, а не ждет его.
На заседании «круглого стола» книгоиздатели и книгопродавцы так и не смогли договориться о балансе интересов. Но понимание того, что в карете прошлого далеко не уедешь, все-таки приходит. Может быть, если бы в заседании приняли участие представители региональных властных структур, в чье ведение входит книгоиздательская деятельность, разговор стал бы более конструктивным. Но пока продавцы и издатели книг общаются без арбитров. И это тоже имеет смысл.