Они последовали буквально друг за другом: встреча победителей Всероссийского конкурса «Экономическое возрождение России», проводимого Торгово-промышленной палатой и Союзом журналистов России; 5-й деловой форум «Качественная пресса России и перспективы ее развития», собравший вместе журналистское сообщество, представителей власти, руководителей факультетов журналистики, распространителей печатной прессы; медиафорум Общероссийского народного фронта. И это не случайно. Социальная миссия журналиста, определение основных стандартов журналистской профессии выходят на первый план, когда речь заходит о месте и роли прессы.
В конце минувшей недели в Сети появилась информация о том, что в Финляндии создается специальная группа «для борьбы с российскими СМИ». В ее составе – представители министерств и ведомств, так что о «самодеятельности общественности» тут говорить не приходится. Обратите внимание: когда пару десятков лет назад, подхваченные сквозняками свободы, на коне оказались те наши средства массовой информации, которые громче и выразительнее других расписывали немощь государства и рабскую сущность своих соотечественников (они-де ничего не могут и не хотят), подобных структур не создавалось. Напротив, моих коллег собирали на семинары с участием зарубежных фондов, и не только в столице нашей Родины, но и в «странах развитой демократии». Нас учили быть свободными, независимыми (в первую очередь, свободными от страны, в которой мы жили, от своего прошлого и настоящего).
Не все ученики оказались «бездарными». Кто-то преуспел в создании ужастиков на тему бесперспективности нашего бытия. Кто-то стал добровольцем (или оказался призванным, что сути не меняет) на фронтах информационных войн, которые, благодаря Интернету, обрели особый масштаб и силу.
Скажете: ну что за чушь, опять ищем «тень врага» в собственном стане. Отнюдь. Ничего и никого искать не надо – все и так очевидно и давно известно. Сунь Цзы еще до нашей эры определил главные цели информационных войн: «разлагайте все хорошее, что есть в стране вашего противника… подрывайте престиж руководства противника и выставляйте его в нужный момент на позор общественности… подстрекайте молодежь против стариков… делайте все возможное, чтобы обесценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих богов…». Впрочем, не будем перечислять все двенадцать его указаний для «командующих» информационными войсками.
Когда хорошего в России было гораздо меньше, чем плохого, «командующие» следовали одной тактике. Сегодня, когда Россия окрепла, когда ее голос стал весомым на международной арене, их тактика иная – подкрепленная языком информационных провокаций, попытками введения некоей информационной изоляции в отношении российских СМИ. Ну а указание «подрывать престиж руководства противника» – оно во все времена и на всяком уровне используется в ведении информационных боев, вплоть до уровня сельской администрации, и весьма активно берется на вооружение разного рода политтехнологами, особенно в предвыборную пору.
Журналистику принято называть глазами и ушами общества. Но всегда ли мы реагируем на то, о чем общество говорит, что его реально волнует, интересует, заботит? Не навязываем ли мы надуманные нами темы, свои взгляды, вместо того чтобы дать людям возможность иметь собственное мнение о происходящем?
Сегодня общество посылает нам сигнал: нужно снижение градуса напряженности, недоверия, нужен уход от конфронтаций. От средств массовой информации здесь многое зависит. Об этом шел разговор на Всероссийской конференции «Пресса России: традиции и современность», состоявшейся в рамках Делового форума СМИ. Будет ли он услышан нашим журналистским сообществом?