В Рязани строились станкозавод, завод ТКПО (ныне «Тяжпрессмаш»), нефтеперерабатывающий завод, комбинат химического волокна, картонно-рубероидный завод, предприятия стройиндустрии. Городу необходимы были собственные энергомощности для обеспечения развивающейся промышленности. Жилые посёлки-спутники строящихся предприятий нуждались в стабильном теплоснабжении (местные котельные уже не справлялись с возросшей нагрузкой).
В 1953 году началось строительство ТЭЦ завода ТКПО (в то время цеха строящегося завода растапливались от двух паровозов, которые базировались на его территории).
Из воспоминаний Марии Филипповны Матвеевой (бухгалтера):
Приехали в Рязань из Щёкино в первых числах марта 1956г. по окончании работ на Щёкинском котлогазовом заводе. Было нас около 70 человек. Начальником участка монтажа оборудования ТЭЦ завода ТКПО был назначен Леонид Никитович Правдин. Были трудности с размещением людей, сначала жили в общежитии, руководство располагалось в гостинице. В то время расчетный счёт в Рязани ещё не был открыт, и за деньгами для работников участка до мая месяца ездили на автобусе в Щёкино вдвоём с водителем, туда же сдавали всю отчётную документацию.
В апреле 1956г. был сдан дом на ул. Бронной под заселение рабочих. Первые два этажа – комнаты для семейных, на 3-м этаже жили холостяки примерно 50 человек. В декабре для работников участка было выделено жильё: 4 квартиры в Горроще на ул. Гоголя и 2 квартиры на Первомайском проспекте.
Страна брала на себя обязательства и старалась выполнить их досрочно. Современное поколение и представить себе не может, что каждое предприятие и каждый работающий на предприятии человек брали социалистические обязательства (сегодня это, наверное, отдалённо напоминает бизнес-план). Но в то время бизнеса не было, и все трудились, охваченные общим порывом сделать нашу страну крепче, богаче, сильнее. И было важно не только выполнить эти обязательства, но в ряде случаев и перевыполнить, выпустить больше, ввести досрочно. Когда перелистываешь архивы Дягилевской ТЭЦ, красной нитью через всю её историю проходят вехи досрочно выполненных социалистических обязательств – в канун праздника, в завершение года. Вот они – эти вехи.
Накануне первомайских праздников 1958 года, а именно 28 апреля, ТЭЦ (в то время подразделение завода ТКПО) выдала в энергосистему первый киловатт/час электроэнергии. Состоялся пробный пуск котла ЦКТИ на 75 т/ч. пара и турбины 12 мВт. Необходимо было завершить огромную работу к празднику – впервые в Рязани было запущено централизованное теплоснабжение. В постоянную эксплуатацию ТЭЦ была включена только через полтора месяца.
31 декабря 1959 года – новая дата в истории ТЭЦ. В соответствии с постановлением Рязанского Совнархоза от 24.12.1959 «О создании самостоятельного хозрасчетного предприятия «Дягилевская ТЭЦ» и приказом директора завода ТКПО от 31.12.1959 ТЭЦ стала самостоятельным хозрасчетным предприятием. Эта дата считается днём рождения Дягилевской ТЭЦ.
К тому времени мощность станции составляли два котла, производительностью по 75т/ч. каждый, и две турбины по 12000 кВт, турбины были изготовлены на Первом Брненском машзаводе им. К. Готвальда (Чехословакия). Им были присвоены имена Иван и Игорь (наиболее распространенные мужские имена в Советском Союзе). Мощность ТЭЦ достигла 24 мВт. Станция работала на подмосковном буром угле. В том же году ТЭЦ по социалистическим показателям и образцовой дисциплине была занесена на областную Доску почёта. С вводом в эксплуатацию котла №3 в марте 1961 года закончилось строительство I очереди ТЭЦ.
Из воспоминаний Геннадия Наумовича Обертоса
(заместителя начальника КТЦ):
В 1957 году после окончания Белорусского политехнического института я, инженер-теплотехник, был направлен в Рязань. ТЭЦ, тогда завода ТКПО, только строилась, монтировалось оборудование. Практических знаний было недостаточно, приходилось доучиваться на ходу у таких опытных мастеров, как начальник котельного цеха В.В. Николаев. Он умел подобрать кадры, поставить перед людьми задачу, объяснить. Работали, не считаясь со временем. Тогда ещё не было ни наладки, ни режимных карт. Ездили перенимать опыт на Елецкую ТЭЦ. Там нам довелось увидеть запуск первого космического спутника. Поздно вечером мы все вышли на улицу и своими глазами наблюдали это историческое событие. Было это в октябре 1957 года.
В 1963 году было принято решение о строительстве II очереди Дягилевской ТЭЦ – стояла задача к концу 1964 г. ввести в эксплуатацию котёл № 4 производительностью 75 т/ч. Он был изготовлен на Белгородском котельном заводе и 31 декабря прошёл гидравлические испытания – Дягилевская ТЭЦ отрапортовала стране: «Задание выполнено в срок!» В постоянную эксплуатацию котёл был введён только в марте следующего года.
В 1967 году Дягилевская ТЭЦ выработала свой первый миллиард киловатт/часов электроэнергии. В том же году коллегия Госплана СССР установила для Дягилевской ТЭЦ вид топлива – мазут. Началась поочерёдная реконструкция котлов для перевода на сжигание жидкого топлива, пробный режим сжигания мазута в котле №1 был осуществлён в 1976 году. А в 1977 году все 4 котла были переведены на сжигание мазута.
Сооружение III очереди Дягилевской ТЭЦ (котёл №5, турбина №3) вошло в социалистические обязательства трудящихся Российской Федерации на 1975 г. как досрочный ввод энергетических мощностей. В связи с этим были перенесены сроки ввода оборудования с II квартала 1976 г. на IV квартал 1975 г. В середине декабря была проведена пробная растопка котла БКЗ-320-140 №5 и испытана на холостом ходу турбина ПТ-60-130/13 №3. 30 декабря закончены комплексные испытания – котёл и турбина были сданы в эксплуатацию. Фактическое введение III очереди завершилось в 1977 году с введением в постоянный режим котла №6 и турбины №4. Мощность станции достигла своего апогея – 134 мВт.
В канун нового 1989 года в жизни станции произошло ещё одно важное событие: впервые опробован новый вид топлива – газ. На газ был переведён котёл №5, следом за ним заработал на газе и котёл №6. В таком режиме станция работает и сегодня.
За этими напряжёнными датами, знакомыми каждому, кто трудился в эти годы на Дягилевской ТЭЦ, стоит самоотверженный труд людей. Все они – от руководителя до простого рабочего – внесли свою частицу энергии в мощь станции. И то, что без ввода новых мощностей она стабильно работает более 30 лет, – их неоспоримая заслуга! Это первый директор ТЭЦ Герман Васильевич Клеймёнов, который руководит станцией с начала её строительства до 1975 года. Главный инженер ТЭЦ Борис Михайлович Морковкин, который возглавлял производство с 1959 по1974 год. Юрий Евгеньевич Данченко – на станции с 1960 года, работал начальником КТЦ, главным инженером, с его участием вводились все мощности ТЭЦ, стаж работы 20 лет. С первых дней работы на ТЭЦ трудились Г.Н. Обертос (сначала начальником смены котельного отделения, затем замначальника КТЦ – стаж работы 45 лет), Л.И. Аносова (дежурный приборист КИП, стаж работы 41 год), супруги Александровы (их общий стаж на ТЭЦ 65 лет), М.И. Ермакова (31 год проработала крановщицей на станции), И.А. Емелин (инженер по технике безопасности, стаж 41 год). И ещё десятки таких же преданных своему делу людей. Как работали в 50-60-х годах, как отдавали себя общей цели – сделать больше и лучше для страны, не считаясь с личными трудностями, – такого заряда энтузиазма в последующие годы отечественная индустрия не помнит.
Дягилевская ТЭЦ, имея ещё ту, послевоенную, закваску, держит взятые на себя 50 лет назад обязательства, продолжает стабильно работать: давать тепло городу, а людям – комфортные условия для жизни. Последние 20 лет рязанские потребители не отмечали сбоев в подаче тепла. В этом году вдвое сократился период летних ремонтов и связанного с ними отключения горячего водоснабжения. Значит, есть у Дягилевской ТЭЦ резерв – если не мощностей, то человеческих ресурсов и умения оптимально организовать производство и дать нужный результат в любых условиях.