22:24 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
2470

Там, где мы бывали…

Накануне 5 мая вспоминаем о ветеранах журналистики

Мои коллеги-жур­налисты раньше как-то стеснялись писать о себе. Не то что сейчас, когда журналистские мемуары и откровения не редкость на книжных полках. В советские времена журналист должен был писать о других людях – ударниках, талантах, героях. А сам он – рядовой солдат партии.

Потому осталось так мало воспоминаний рязанских журналистов. Только их фамилии под материалами в пожелтевших подшивках газет. Сегодня есть повод вспомнить тех, кто работал во время войны в редакциях – на фронте и в тылу. Назову хотя бы два имени – Георгий Цыганков и Юрий Забродин.


На свежем ветру

Не всякому журналисту доводилось отмечать свой день рождения вместе с газетой «Правда». Георгию Львовичу Цыганкову с этим повезло – он родился 5 мая, но в 1915 году. Так что на днях ему исполняется 100 лет.

Родился он в красивейших местах, в селе со странным названием Полтевы Пеньки, неподалеку от Кадома. Семья Цыганковых была крестьянской, и судьба сельского мальчишки была предопределена. Но революция изменила плавное течение жизни, открывались новые, неведомые перспективы. Георгий Цыганков хотел не ходить с плугом, а учиться. Из-за этого даже с отцом поссорился и из дома уехал. Перебрался в Нижний Новгород, который к тому времени уже переименовали в город Горький. Почему именно туда? Потому что пароходы туда еще бегали и по Мокше, и по Оке.

А в Горьком уже строился и работал автозавод, при нем выходила многотиражная газета «Автогигант». В ней начал работать Георгий Цыганков, писал не только статьи, но и начал заниматься литературным творчеством, встречался с молодыми писателями тех лет, в частности с поэтом Борисом Корниловым.

Мы не узнаем теперь, почему в конце 30-х годов молодой журналист вернулся на Рязанщину, устроился на работу в сасовскую районную газету «Колхозник». Произошло это в ноябре 1937 года, как раз только что было принято решение о создании Рязанской области. Катастрофически не хватало людей на руководящую работу, да и журналисты тоже были наперечет. Цыганков работал больше двух лет в Сасове, ответственным секретарем в редакции.

Его заметили, пригласили в Рязань, где выходило в те годы всего две газеты: партийная – «Сталинское знамя» и комсомольская – «Сталинец». Георгий Цыганков работал в газете «Сталинское знамя» – секретарем, литературным сотрудником. Газету тогда заполняли в основном авторские материалы сельских и рабочих корреспондентов, руководящих работников. Они не были большими мастерами журналистики. С написанными ими текстами нужно было работать литсотрудникам редакции. Именно в эти годы Георгий Цыганков в полной мере постиг ремесло редактирования. Он был в этом ас. При этом много писал сам. Он научился сочинять басни и фельетоны в стихах по любому интересному для редакции поводу, стихи и рассказы, которым тоже находилось место на страницах газеты.

Когда началась война, Цыганков просился на фронт, но его не взяли по состоянию здоровья – силы подтачивал туберкулез. На фронт ушли все, кого нельзя было удержать в тылу. Поредели и редакции районных газет, рассчитывать на материалы селькоров и рабкоров областной газете не приходилось. Так Георгий Цыганков стал разъездным корреспондентом областной газеты. А это значит – командировки по рязанскому бездорожью, постоянный недосып и полуголодный военный быт. Он много работал, но недуг оказался сильнее, чем думалось поначалу. Из областной газеты пришлось уйти в «Железнодорожную правду» – была такая газета на Рязанском отделении дороги, а оттуда – на комсомольскую работу в совхоз в Шацком районе.

Он работал там, куда его направляла партия. Другого варианта тогда у журналиста не было. В 1943 году Георгий Цыганков стал членом партии и в декабре того же года вернулся в областную газету, но не в Рязань. Он стал собственным корреспондентом «Сталинского знамени» по ряду районов с постоянным пребыванием в Сасове. Считалось, что там с его нездоровьем ему будет легче работать. Редактором областной газеты тогда была Клавдия Позднякова, которая привела в редакцию многих – Михаила Саратовского, Александра Чувакина, Анну Чечневу, Елену Карпельцеву. За время войны коллектив редакции сменился несколько раз – мужчины уходили на фронт.

Георгию Цыганкову довелось работать на «спокойной» должности собкора меньше года, в августе 1944 года он уже был ответственным секретарем редакции. И снова стал собкором только после войны. Он был принципиальным журналистом, потому не ладил с местными районными руководителями. Они его критиковали, создавали нетерпимые условия для работы, обстановку полной изоляции. Он продолжал писать о том, что видел своими глазами. Так было и во время войны, и после нее. Местная районная власть Цыганкова не слишком любила, пришлось перебираться из одного района области в другой – из Сасова в Лебедянь, из Лебедяни в Спасск.

Лишь в начале 60-х годов, когда областную газету «Приокская правда» возглавил Григорий Остапенко, принципиального собкора Цыганкова из Спасска снова пригласили в Рязань. Тринадцать лет он был заместителем редактора областной газеты. Продолжал Георгий Львович заниматься литературным трудом, писал рассказы. В 1957 году у него вышла единственная книга, которая называлась «Свежий ветер». Характерное для тех лет название. Он вместе с А.И. Чувакиным редактировал первые номера альманаха «Литературная Рязань», писал повесть, которая так и осталась неоконченной.

В 1974 году Георгий Львович Цыганков ушел на пенсию, а через три года его не стало. Сын его Юрий Георгиевич Цыганков тоже стал журналистом, начав работать в районке, стал заместителем редактора областной газеты, как отец.


Незабытый Забродин

04-29-35 В ноябре 1941 года, когда Юрий Забродин, отправивший семью в эвакуацию, проходил обучение на военно-политических курсах во Владимире, он узнал, что его сын по дороге в Куйбышев умер, замерз. А месяцем ранее в панфиловской дивизии под Волоколамском погиб его брат – политрук Павел Забродин.

Именно тогда заместитель редактора газеты «Сталинское знамя» Юрий Забродин написал заявление с просьбой направить его в действующую армию. До войны он был редактором молодежной газеты «Сталинец», но молодежку в первые месяцы войны закрыли – не было тогда возможности ее выпускать.

На фронте капитан Забродин был военным журналистом. Служил на Брянском и Воронежском фронтах, был литсотрудником газеты «Знамя Родины» 240-й стрелковой дивизии, затем – газеты 40-й армии «За победу». Постоянно бывал в боевой обстановке, писал о том, что видел в бою – в окружении, в наступлении, при форсировании Днепра. Про него так и писали в наградном листе: «Он всегда там, где бьют врага». Война для него закончилась в Румынии. Как военный журналист он был награжден двумя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Вернулся с фронта подполковником, работал в Рязанском книжном издательстве. Юрий Иванович Забродин умер в 1958 году. В газете «Приокская правда» был опубликован некролог.

Никто не знал, что Юрий Иванович сочиняет стихи и ведет дневник. А начал он этот дневник во время войны. Фронтовой дневник и стихи Ю. Забродина сохранила его внучатая племянница Ирина Анатольевна Титарева. Она передала их студентам РГУ имени Есенина для публикации. Студенты во главе с преподавателем Юлией Васильевной Орловой решили опубликовать фронтовую поэзию Юрия Забродина. Стихов много, более 300. Почти сотня студентов факультета русской филологии и национальной культуры РГУ приняла участие в проекте. Они набирали стихи незнакомого им журналиста, чтобы опубликовать их в Интернете. Спрашиваю у Юрия Фроликова, который показывает мне заветную тетрадь, исписанную каллиграфическим мелким почерком Забродина: «Стихи тебе нравятся?» – «Не все. Но есть очень хорошие».

Ребята делают очень важное дело, возвращают нам из небытия стихи человека, прошедшего войну. Наверное, Забродин мечтал издать книгу стихов. Теперь его мечта исполнится. Спасибо за это студентам.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 77 (4871) от 01 мая 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
А если это не любовь?
Чтобы быть счастливым, надо уметь понимать себя
Татьяна Банникова
Чудеса в библиотеке
Гостей «Библиосумерек» и «Библионочи» встретили Кот Ученый, двоечники, рэперы и царевны
Татьяна Клемешева
Читайте в этом номере: