Творчество Татьяны Головановой определяет лицо скопинской керамики. Народный художник не только поддерживает традиции родного промысла, но и проводит эксперименты с формой и материалами и находит новые мотивы творчества. С ними Татьяна и познакомила рязанцев на своей персональной выставке в галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская».
– Зная трудолюбие Татьяны, я думал, экспозиция будет начинаться за три остановки до выставочного зала, – подметил настоятель Свято-Дмитриевского монастыря отец Амвросий.
Действительно, Татьяна Константиновна имеет колоссальную работоспособность. Помимо работы главным художником в ЗАО «Скопинская художественная керамика», она ведет активную творческую деятельность. Голованова – лауреат Государственной премии РФ (1991), премии ЦФО в области литературы и искусства (2007).
– Радостно, что моя вторая персональная выставка открыта в год 375-летия скопинской керамики. Не все наши промыслы находятся в хорошем состоянии, поэтому общая задача художников, руководителей и работников производств, – невзирая на трудности, не дать этим живым родникам культуры погибнуть, – говорит Татьяна Голованова. – Я счастлива, что 35 лет жизни посвятила творчеству.
Вклад Головановой в развитие скопинской керамики за последние десять лет рязанцы могут увидеть на открывшейся экспозиции. Выставочный зал галереи заполнили сосуды в виде двуликих рыб, зеленых драконов и хищных птиц. А посреди экспозиции разлились голубоглазые «Озера Селигера». Эту композицию из четырех завораживающих блюд Татьяна Голованова составила после поездки на верховье Волги и посещения острова Зосима и Савватия, который в народе называют еще островом Божье Дело. Благодатное место особенно дорого художнице, ведь там живет птица скопа, – символ ее творчества.
– У каждого мастера скопа своя. Моя, например, крупная, вытянутая, с большими крыльями, похожая на меня. Ведь каждый мастер в результате лепит себя, свой образ, – говорит Татьяна Константиновна.
Помимо «Озер Селигера», в творчестве мастера появились и другие темы. Рядом с традиционными скопинскими горшками, квасниками и крынками расположилась заморская композиция «Мальдивы». Но на современный модный курорт Татьяна Константиновна ездила не отдыхать, а обмениваться опытом с местными художниками. Так после экспедиций в Индонезию, Турцию, Тунис, Молдавию, Францию родились скульптуры, изображающие яркие кораллы, безобидных дикобразов и влюбленных кентавров.
Но если новшества скопинского гончарного промысла Татьяны Головановой заключаются в тематике и мотивах, то в целом оно подвергается небольшому влиянию европейской культуры. ЗАО «Скопинская художественная керамика» в основном выпускает предметы интерьера. Но порой поступают заказы изделий несвойственных западных форм, из непривычного материала – шамота (огнеупорная глина) и нетрадиционных светлых оттенков, когда для промысла характерны естественные зелено-коричневые тона.
– Народное творчество – это не застывшая инстанция. Еще древние гончары жили в соответствии с тенденциями рынка и прекрасно чувствовали пульс времени, – говорит Татьяна Константиновна. – Гончарный промысел обязательно должен развиваться, но в рамках своих традиций. Скопинская технология очень богатая, поэтому у нас можно еще многому поучиться. В первую очередь, надо смотреть не в сторону Европы, а популяризовать наше творчество.