22:05 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
1778

Живые родники культуры

Народный художник России Татьяна Голованова представила выставку работ за последнее десятилетие

Творчество Татьяны Головановой определяет лицо скопинской керамики. Народный художник не только поддерживает традиции родного промысла, но и проводит эксперименты с формой и материалами и находит новые мотивы творчества. С ними Татьяна и познакомила рязанцев на своей персональной выставке в галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская».

– Зная трудолюбие Татьяны, я думал, экспозиция будет начинаться за три остановки до выставочного зала, – подметил настоятель Свято-Дмитриевского монастыря отец Амвросий.

Действительно, Татьяна Константиновна имеет колоссальную работоспособность. Помимо работы главным художником в ЗАО «Скопинская художественная керамика», она ведет активную творческую деятельность. Голованова – лауреат Государственной премии РФ (1991), премии ЦФО в области литературы и искусства (2007).

– Радостно, что моя вторая персональная выставка открыта в год 375-летия скопинской керамики. Не все наши промыслы находятся в хорошем состоянии, поэтому общая задача художников, руководителей и работников производств, – невзирая на трудности, не дать этим живым родникам культуры погибнуть, – говорит Татьяна Голованова. – Я счастлива, что 35 лет жизни посвятила творчеству.

Вклад Головановой в развитие скопинской керамики за последние десять лет рязанцы могут увидеть на открывшейся экспозиции. Выставочный зал галереи заполнили сосуды в виде двуликих рыб, зеленых драконов и хищных птиц. А посреди экспозиции разлились голубоглазые «Озера Селигера». Эту композицию из четырех завораживающих блюд Татьяна Голованова составила после поездки на верховье Волги и посещения острова Зосима и Савватия, который в народе называют еще островом Божье Дело. Благодатное место особенно дорого художнице, ведь там живет птица скопа, – символ ее творчества.

– У каждого мастера скопа своя. Моя, например, крупная, вытянутая, с большими крыльями, похожая на меня. Ведь каждый мастер в результате лепит себя, свой образ, – говорит Татьяна Константиновна.

Помимо «Озер Селигера», в творчестве мастера появились и другие темы. Рядом с традиционными скопинскими горшками, квасниками и крынками расположилась заморская композиция «Мальдивы». Но на современный модный курорт Татьяна Константиновна ездила не отдыхать, а обмениваться опытом с местными художниками. Так после экспедиций в Индонезию, Турцию, Тунис, Молдавию, Францию родились скульптуры, изображающие яркие кораллы, безобидных дикобразов и влюбленных кентавров.

Но если новшества скопинского гончарного промысла Татьяны Головановой заключаются в тематике и мотивах, то в целом оно подвергается небольшому влиянию европейской культуры. ЗАО «Скопинская художественная керамика» в основном выпускает предметы интерьера. Но порой поступают заказы изделий несвойственных западных форм, из непривычного материала – шамота (огнеупорная глина) и нетрадиционных светлых оттенков, когда для промысла характерны естественные зелено-коричневые тона.

– Народное творчество – это не застывшая инстанция. Еще древние гончары жили в соответствии с тенденциями рынка и прекрасно чувствовали пульс времени, – говорит Татьяна Константиновна. – Гончарный промысел обязательно должен развиваться, но в рамках своих традиций. Скопинская технология очень богатая, поэтому у нас можно еще многому поучиться. В первую очередь, надо смотреть не в сторону Европы, а популяризовать наше творчество.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 80 (4874) от 08 мая 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Зеленый туман
Иван Назаров
Читайте в этом номере: