Сейчас непростое время как для компаний и крупных промышленных предприятий, так и для большинства россиян, которых коснулись рост цен и падение курса рубля. Неблагоприятные явления в экономике не могут не отражаться на эмоциональном состоянии общества и каждого человека в отдельности. Растет тревога, исчезает чувство уверенности в завтрашнем дне. Между тем в любом кризисе, будь то экономический или личностный, можно найти плюсы и выйти из него с наименьшими потерями.
Об этом – наш разговор с практикующим психологом Научно-образовательного центра практической психологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина Ольгой ДОРДЖИНОЙ.
Р.В. – Ольга Генриховна, давайте сперва определимся, что такое кризис. Ведь это понятие не только экономическое.
О.Д. – Кризис, действительно, понятие общее. Это ситуация, когда прежние способы жизни перестают работать. Кризис – это, как правило, то, что дает нам возможность изменить некоторые смыслы нашей жизни. В кризисные моменты все социальные явления, которые есть в обществе, обостряются и выходят в пиковое состояние. Состояние кризиса – это всегда очень большое количество ощущений тревоги, страха, злости. И на всем, что подпитывает эти чувства, очень сильно акцентируется внимание. Но надо помнить о том, что кризис – это процесс закономерный: любой живой организм переживает большое количество кризисов. Вопрос только в том, с какими ресурсами человек подходит к этому периоду и хватит ли ему сил его благополучно пережить.
Р.В. – Какие категории людей наиболее подвержены кризису? Мы часто успокаиваем себя, говоря: мне терять нечего, бояться надо только богатым…
О.Д. – Наиболее уязвимы в период любых кризисов самые слабые – это дети и пожилые люди. А идея деления на богатых и простых, которым нечего терять, мне кажется несостоятельной. Очень хотелось бы увидеть «простого» человека, у которого нет близких, нет здоровья, нет квартиры, какого-то имущества, работы. При отсутствии всего этого человеку, действительно, нечего терять. В большинстве же случаев почти у каждого есть то, что можно потерять или уменьшить, поэтому ситуация кризиса затрагивает всех.
Р.В. – Какие могут быть у людей реакции на кризис и как нужно реагировать правильно?
О.Д. – Существуют три базовые реакции на любую кризисную ситуацию. Первый тип направлен на решение проблемы, второй – на поиск социальной поддержки, третий же – это избегание. Важно, что среди них нет хороших и плохих. Какие-то вещи действительно можно не замечать, в других случаях – важно искать поддержку, в третьих – решать сложившуюся ситуацию. Если вы владеете всеми тремя типами реакций и легко переходите с одной на другую, тогда все будет нормально. Проблемы возникают тогда, когда какая-то из этих реакций становится основной. Когда она единственная, она становится разрушительной. Найдите свою основную реакцию, которая для вас самая привычная. Это значит, одной вы уже владеете, и это хорошо. И задумайтесь о двух других.
Р.В. – В конце прошлого года при резких скачках курса рубля многие россияне бросились массово тратить сбережения, скупать бытовую технику и мебель. Как избежать в таких ситуациях паники?
О.Д. – Для этого очень важно уметь отделяться от массы. То есть искать социальную поддержку среди близких, а тех вещей, которые происходят вовне и выводят вас из равновесия, наоборот, лучше избегать. Ведь паника – это заразное состояние ужаса, и если вы присоединитесь к толпе, вам уже трудно будет что-то с этим сделать. Поэтому желательно туда не нырять. К сожалению, если человек не очень зрелый, если он привык опираться больше на внешнюю регуляцию и меньше на внутреннюю – а об этом говорят установки: «Я – жертва обстоятельств» или «Я сам управляю своей жизнью», – то в такой момент он будет действовать наоборот: искать поддержки у посторонних людей, пытаться психологически отделиться от семьи. Тогда одним из последствий кризиса могут быть нарушения отношений с близкими.
Р.В. – Меняется ли количество обращений к психологам в кризисные периоды?
О.Д. – Только тогда, когда у человека есть запас здоровья, каких-то денежных средств, для него становится возможным почувствовать какие-то психологические проблемы и он идет к психологу. Люди не идут к психологу в тот момент, когда, к примеру, нечем кормить детей. Для начала человек сделает что-то, чтобы решить эту проблему, – и это правильно. Поэтому в кризисные периоды количество клиентов по сравнению с привычным у меня уменьшается. Когда же обращений снова становится больше, значит, все приходит в норму – этот момент я четко наблюдала и в конце 1990-х, и в 2008-2009 годах.
Р.В. – Сейчас часто можно слышать о том, что кризис – это новые возможности. Это действительно так?
О.Д. – Конечно, ведь кризис может и разрушить, и сделать сильнее. Дело в том, что в этот момент становится важным, с каким опытом человек к нему подходит. Любой кризис обостряет в человеке все то, что у него есть. Если есть внутренние противоречия, они тоже будут обостряться. Если у человека есть не пройденные собственные личностные кризисы и до этого момента удавалось кризисную ситуацию в семье, в отношениях, в профессиональной деятельности как-то «замазывать», хватало сил с этим не соприкасаться, то сейчас внешне заданный кризис сбивает все, от этого становится невозможно прятаться. Тогда, если смотреть позитивно, у человека есть возможность понять свои самые «слабые» места и попробовать заняться этими проблемами.
Р.В. – Знаете ли вы примеры, когда из-за кризиса жизнь человека менялась в лучшую сторону?
О.Д. – Да, если он смог вынести из кризиса личный позитивный опыт. В этом главная задача и проблема любого кризиса: его надо пережить. Его нельзя проскочить, обойти, провести в анабиозе. А поскольку любой кризис сопряжен с болезненными ощущениями, важным становится то, что в психологии называется ресурсами. Ресурсы могут быть материальные, в том числе денежные, ресурсы здоровья, ресурсы внутренних сил. Нужно знать, что каждым из них, и психологическими в том числе, нужно заниматься, их нужно целенаправленно пополнять. Сравним с деньгами: чтобы они были, надо прикладывать какие-то усилия. Пример сильнейшего психологического ресурса – позитивные переживания. Мы можем сидеть и ждать, что они придут сами собой, – это тоже возможно, но не факт. В кризисные же моменты их важно специально искать для себя и своих близких.
Р.В. – Какие это могут быть переживания?
О.Д. – Элементарные, те, которые вам нравятся. Если нравится активный отдых, займитесь им. Хочется просто уставиться в телевизор – включайте, только не ту программу, которая будет «разносить» эмоционально, найдите что-то такое, что помогло бы гармонизоваться. Разрешите себе просто радоваться солнышку, погоде, тому, что вообще закончилась зима и скоро наступит лето.
Как показывает мой опыт, нам мешают пополнять позитивные ресурсы две наши особенности. Первую я называю «эффектом Остапа Бендера». Это когда мы говорим: «Я бы взял частями, но мне надо сразу». При таком подходе мы многого себя лишаем. Важно, кроме умения взять все и сразу, учиться брать частями везде, где можно. Вторая вещь, мешающая позитивным переживаниям, это запрет на радость, страх радоваться. К сожалению, он заложен и в нашей культуре. Мы постоянно себя одергиваем: «Ну, как ты можешь радоваться, когда у тебя сокращение на работе? Как ты можешь разрешить себе радоваться, если у тебя больной ребенок?» Тем самым мы лишаем себя очень важных ресурсов.
Если вы будете радоваться, то вам будет легче и найти другую работу, и помочь своему ребенку в болезни. Страдая же, вы только забираете ресурсы оттуда, где их и так мало. Помните и о том, что наша психика, увы, устроена так, что болевые ощущения приходят быстрее, чем любые позитивные. Поэтому, чтобы почувствовать что-то хорошее, надо тратить дополнительные усилия.
Совет от психолога
Основной совет в кризис – сознательно искать ресурсы, позитивные эмоции и помогать с ресурсами своим близким. К сожалению, порой бывает так, что человек отдает много ресурсов переживаниям по поводу того, что происходит в правительстве, и не дает такого же количества переживаний родным. Грубо говоря, отмахивается: «Что вы ко мне пристаете со своими проблемами? Подумаешь, двойка у Пети в школе! А вот что в мире творится…». Но это в корне неправильно, ведь близкие – тоже наш ресурс.