13:37 МСК
Суббота
01 / 10 / 2022
2169

Но все-таки жизнь…

О судьбе русского солдата рассказали в областном драматическом театре
Автор фото: Анна Добролежа. На фото: Сцена разговора с комендантом
Фото автора.
На снимке: Сцена разговора с комендантом

Спектакль «Судьба человека», премьера которого прошла в Рязанском областном театре драмы, посвящен двум важным событиям: празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и 110-летию со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии Михаила Александровича Шолохова.

– Мне казалось, что нужно узнать фамилию каждого узника, запечатлеть в памяти как можно больше имен и сказать всем: «Помните. Никогда этого не забывайте», – обращается к зрителям пленный Андрей Соколов (актер – Роман Горбачев) перед отправкой на медицинские эксперименты, а значит, на верную гибель.

Жизни главного героя в концлагере посвящает основную часть спектакля режиссер Урсула Макарова, включая в него также и героев из романа Эриха Марии Ремарка «Искра жизни». Мы видим взаимовыручку узников, их общую радость хорошим новостям с фронта и даже романтическую любовь за колючей проволокой пленных Антона и Вики, готовых поделиться последней крошкой с милым сердцу человеком. На сцене тяжелая, невыносимая, но все-таки жизнь.

– Меня смутило сочетание двух, на мой взгляд, разных авторов – Ремарка и Шолохова. Параллельное действие, как мне кажется, снизило накал истории, рассказанной русским писателем, – говорит Людмила Андрюкина, председатель Общественного совета при региональном министерстве культуры. – Но в целом, я считаю, спектакль получился, и получился ансамблевым. Мне на протяжении всей постановки было интересно наблюдать за Романом Горбачевым и Александром Зайцевым, игравшим Андрея Соколова в разные периоды жизни. Оба актера в очередной раз доказали, что могут работать с самым разным и сложным материалом.

Творческая работа актеров, исполнивших роль главного героя, впечатлила многих в зале.

– Взаимодействие взрослого Андрея (Александр Зайцев) с собою же в молодости – это очень интересная режиссерская интерпретация. Здесь виден большой замысел: показать, как он изменился после войны, – размышляет постоянный зритель Дмитрий Сучихин. – Спектакль подарил мне много эмоций, заставил вспомнить о вечных вопросах: о смысле жизни, о том, для чего мы существуем и что останется после нас.

Для более глубокого проникновения Урсула Макарова не только подробно показывает ужасы плена, но противопоставляет две жизни – Андрея Соколова и коменданта концлагеря Бруно Нойбауэра (Юрий Борисов), образ которого взят из «Искры жизни» Эриха Марии Ремарка. Так режиссер пытается дать как бы двустороннее представление о концлагере и его обитателях. Эффект получается сильным, ведь Юрию Борисову удается передать зашоренность Нойбауэра, который творит мерзость, ежедневно совершая преступления, даже не осознавая этого.

– Я это я, а персонаж – просто персонаж, – пишет «ВКонтакте» Юрий Борисов. – Я ни в коем случае не играю карикатуру, плакатного злодея. Я играю человека с извращенной психологией. Люди, как Нойбауэр, страшнее откровенных злодеев, омерзительнее. И таких было большинство в фашистской Германии. Спектакль называется «Судьба человека», думаю, это не только об Андрее Соколове. Это и о судьбе Нойбауэра. Но человека ли?!

Сытая жизнь немецкого коменданта – противовес жизни Соколова. В то время, когда молодой Андрей живет скромно со своей семьей, Нойбауэр окружает себя роскошью, скупая за бесценок имущество евреев; в плену погибают от голода люди, а начальник лагеря сажает цветы у бараков и твердит при этом, что принцип его жизни – человечность. Главный контраст мы наблюдаем в конце пути: фашист окончательно деградирует, а душа Соколова закаляется, приобретает великую мудрость и силу.

– Я ставлю задачу показать, что Андрей Соколов – эталон стойкости. Он честный и благородный человек, который попал в жуткие обстоятельства, и они не изменили его, он остался самим собой, – говорит Урсула Макарова.

Заканчивается спектакль без экспериментов в соответствии с повестью Михаила Шолохова. Звучит «День Победы». Зал взрывается аплодисментами.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 83 (4877) от 14 мая 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Твой сын, кино

В Рязанской области на балу встретились… духовые оркестры

«Призрак» обосновался в Москве

Новости спорта короткой строкой
Вячеслав Чирков
Осторожно: клещ проснулся
Весна принесла с собой не только долгожданное тепло и молодую зелень, но и опасность
Михаил Скрипников
Читайте в этом номере: