Какой бы эффективной ни была деятельность судов, решения их станут действенными, только если будут исполняться. Эта задача возложена на службу судебных приставов. Она контролирует исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также следит за поддержанием установленного порядка деятельности судов.
В январе нынешнего года главным судебным приставом Рязанской области назначена Ольга Божимова. До этого она в течение 5 лет возглавляла управление ФССП России по Оренбургской области. В службе судебных приставов работает с 1994 года.
Корреспондент «Рязанских ведомостей» встретился с Ольгой Божимовой и расспросил ее о том, каких результатов удалось достичь за первые три месяца работы в новой должности и какие первостепенные задачи она ставит перед судебными приставами области.
Р.В. – Давайте для начала подведем итоги работы управления за первый квартал нынешнего года.
О.Б. – Если говорить об этом сроке, то управление сработало достаточно эффективно. В первом квартале на исполнении находилось 185 тысяч исполнительных производств. По сравнению с прошлым годом их количество увеличилось на 43 процента. Общая сумма взыскания также возросла – с 13 до 15,5 миллиарда рублей. Фактическим исполнением окончено 32 тысячи исполнительных производств. Судебными приставами Рязанской области взыскано почти 430 миллионов рублей задолженности.
Р.В. – Насколько удалось добиться исполнения судебных решений в отношении работодателей, задолжавших зарплаты своим сотрудникам?
О.Б. – В первом квартале на исполнении находилось 1 262 исполнительных производства данной категории. Общая сумма задолженности по заработной плате составила 33,8 миллиона рублей. Могу сказать, что в этом отношении ситуация в Рязанской области достаточно благоприятная по сравнению с другими регионами. И тем не менее наши сотрудники ежедневно работают над тем, чтобы объем задолженности по зарплате постоянно сокращался, так как это вопрос социально значимый. Фактическим исполнением мы в этом году окончили около 350 исполнительных производств данной категории. Это в два раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. А всего в пользу жителей Рязанской области мы взыскали с работодателей 5,2 миллиона рублей задолженности по заработной плате.
Р.В. – Как обстоят дела с обеспечением алиментных прав детей? Ведь эта сфера вашей работы крайне важна?
О.Б. – Действительно, это еще один приоритет в нашей деятельности. В первом квартале текущего года на исполнении находилось 7 160 исполнительных производств по взысканию алиментов, что на 153 меньше, чем за тот же период 2014 года. Фактически исполнены требования 35 исполнительных документов. 456 исполнительных производств окончены в связи с направлением копии исполнительного документа для удержания алиментов из заработной платы. 324 должника по алиментам привлечены к административной ответственности, а в отношении 100 из них возбуждены уголовные дела.
Р.В. – Другим не менее социально значимым вопросом является ситуация с предоставлением жилья детям-сиротам. Как вы добиваетесь исполнения этих судебных решений?
О.Б. – Хочу сразу отметить, что руководство Рязанской области подходит к этому вопросу очень ответственно. Налажена эффективная работа Правительства области и муниципальных властей. Понимание местных властей есть – и это важно. В текущем периоде на исполнении находилось 27 судебных решений о предоставлении жилья этой категории граждан. Благодаря эффективному взаимодействию управления с администрацией города Рязани благоустроенное жилье в этом году предоставлено десяти сиротам.
Р.В. – Работа судебного пристава сложная и ответственная. По вашему мнению, какими качествами должен обладать судебный пристав?
О.Б. – Судебный пристав должен быть не просто человеком в погонах. Он должен быть еще и хорошим психологом, для него важно найти подход к любому человеку – будь то должник или взыскатель. Судебный пристав должен быть самодостаточным человеком, решительным и грамотным юристом. Справедливым и порядочным.
Р.В. – Не секрет, что нагрузка судебных приставов велика. Какие методы используются для того, чтобы облегчить их работу?
О.Б. – Большое внимание уделяется применению современных информационных технологий в работе. У нас налажен электронный документооборот с управлением Федеральной налоговой службы и с управлением ГИБДД УМВД России по Рязанской области. Теперь с этими ведомствами обмен всеми документами происходит не на бумаге, а по закрытым каналам электронной связи. Это позволяет нам значительно ускорить работу, тем самым повысить ее эффективность.
Также нашим управлением заключено соглашение с четырнадцатью банками по предоставлению сведений о наличии денежных средств на счетах должников. Сейчас, как только возбуждается исполнительное производство, автоматически в банки направляются запросы. Далее от них приходит информация, имеются денежные средства на счету должника или нет. И в случае наличия денежных средств судебным приставом выносится постановление о списании денежных средств.
Р.В. – Наверное, вопрос, который вам неоднократно уже задавали: какие-то глобальные изменения в работе рязанского управления в связи с вашим приходом будут?
О.Б. – Никаких изменений не будет, мы работали и продолжаем работать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и директивными указаниями Центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов.
Основным приоритетом в нашей работе остается именно исполнение судебных решений. Потому что правосудие теряет смысл, если судебные решения не исполняются. Ведь если человек обратился в суд, он вправе рассчитывать на то, что решение суда будет исполнено. И не как-нибудь, а именно фактически, то есть так, как решил суд.
Я считаю, что благодаря слаженной работе всех сотрудников управления мы сможем достигнуть выполнения тех задач, которые перед нами ставит государство и общество.
Хочется надеяться, что исполнительные производства всех категорий усилиями наших сотрудников закончатся фактическим исполнением. Повторю, на мой взгляд, от того, как исполняются судебные решения, зависит вера граждан в правосудие и справедливость.