Звали его Владимир Семенович Дурнев. Фамилия редкая, но в Рязани известная. Найдете вы ее, например, в Рязанском художественном музее, среди других учредителей общества по созданию этого музея. В мае исполнилось 145 лет со дня рождения В.С. Дурнева.
В Рязань Владимир Семенович приехал в 1901 году, тридцатилетним. Позади у него был Московский университет и работа в университетской клинике. А отец его был ротным фельдшером в Курской губернии. Так что Дурнев – из разночинцев. В Рязань доктора Дурнева пригласили. Еще в 1882 году на средства купца С. Живаго в городе был выстроен дом родовспоможения, да все использовался не по назначению. Рязанские женщины предпочитали рожать дома с помощью повивальных бабок.
Доктору Дурневу предстояло не только создать первый родильный дом в городе на улице Дворянской. Надо было еще переломить привычку рязанских дам обходиться без услуг лекаря. Он это сделал. Почти четверть века он оставался первым и единственным врачом в доме родовспоможения, жил при этом доме, потому дежурил дни и ночи, без отпусков и выходных.
Городская дума, решив не тратиться сильно на новое медицинское учреждение, рекомендовала принимать в роддом только самых бедных. Дурнев принимал всех – без различий, без документов. Несмотря на все усилия, в первый год в доме родовспоможения было всего 95 пациенток. В 1929-м, последнем году работы Дурнева в Рязани, рожениц было 4000.
Дурнев был строгим доктором, безжалостно требовал от подчиненных исправления любой оплошности, добился, чтобы в родильном доме появилось сначала водяное отопление, потом электроснабжение, и наконец в 1924 году – канализация.
Вскоре после приезда в Рязань Владимир Семенович женился на Верочке Михайловой, дочери известного в Рязани человека, предпринимателя Якова Михайлова. Вера Яковлевна была выпускницей епархиального училища, заметной в городе дамой. Достаточно сказать о том, что она в 1910 году совместно с присяжным поверенным А.К. Радугиным стала издавать в Рязани новую газету «Рязанская жизнь», выходившую вплоть до 1918 года. В семье Дурневых появились дети, налаживался быт и размеренный провинциальный образ жизни.
Сам Владимир Семенович и супруга его Вера Яковлевна были очень активными и заметными в рязанском обществе людьми. Ходили на выставки и концерты музыкального общества (доктор Дурнев пел баритоном), организовывали и проводили сбор средств для больных туберкулезом. Владимир Семенович в Рязани прижился, пользовался уважением, принимал самое деятельное участие в сообществе рязанских врачей, в медицинском просвещении.
И после революции ему удалось удержаться на своем месте, видимо, потому что был он незаменимым специалистом. До 1925 года он, напомню, был единственным врачом в роддоме. Кроме того, Владимир Семенович преподавал в фельдшерской школе, передавал свой опыт молодым, в одном из медицинских институтов Ленинграда с 1926 года выплачивалась стипендия доктора Дурнева В.С.
Но вдруг для Владимира Семеновича наступили такие времена, когда жить в Рязани стало опасным. В 1930 году он принимает новое вынужденное назначение в Таджикистан, в г. Сталинабад (теперь столица страны называется Душанбе), для организации родильного отделения республиканской больницы. На создание и становление новой отрасли медицины в восточной республике ушло еще семь лет. В 1937 году В.С. Дурнев вернулся в подмосковные Подлипки, чтобы организовать еще один роддом. Потом была война и эвакуация в Челябинск.
Только в 1948 году Владимир Семенович Дурнев стал заслуженным врачом РСФСР. А через 3 года его не стало. В Рязани о нем помнят. Воспоминания о докторе Дурневе оставил другой доктор Л.Н. Мордвинов. В книге Г.П. Вологжаниной о рязанских медиках есть глава о В.С. Дурневе. Кое-что о старом докторе я нашла в медицинских журналах. И это еще одно подтверждение тому, что добрые люди, свершившие добрые дела, не уходят от нас насовсем. В памяти нашей остаются.