Художественных книг у Ирины Красногорской на сегодняшний день вышло четыре: «Партократы» (в соавторстве с А.Говоровым), «Похождения Стахия, телохранителя герцогини Курляндской Анны, волонтёра», «Серебряные колты» (издание второе) и «Великая княгиня Рязанская». А также книга «смешанной» жанровой принадлежности, скорее художественная, нежели документальная «Тень Никии в Ерлинском парке» (2004 год), полноценно освещающая жизнь и деятельность знаменитого Сергея Худекова, основателя Ерлинского дендрария, издателя, либреттиста и историка балета. В других рязанских издательствах у Красногорской также выходили сборник повестей «В пропасти времен» и сборник «Свалить узурпатора», сочетающий одноименную повесть и рассказы. В повести переплетаются две сюжетные линии: историко-мифологическая, (о том, как верная дочь еврейского народа Юдифь уничтожила узурпатора Олоферна) и историко-документальная, на практике советской эпохи, о том, как женщина – ведущий инженер – добивалась от мужского коллектива возможности работать по-своему. Тема женских судеб – ключевая для исторической прозы Ирины Красногорской. Это своего рода женский бунт против «сексизма» в сложном жанре исторического романа.
Я была редактором книги «про Стахия», попросту – «Волонтёра». Она знаменовала для меня любопытный личностный «поворот». В детстве и отрочестве я обожала исторические и историко-приключенческие романы. Но в какой-то момент почувствовала, что «перекушала» такого рода прозы. Потребовалась перемена вкуса и познание новых пластов литературы. Мое «отречение» от исторических романов было нарушено «Волонтером», о чем я нисколько не жалею, наоборот, это было приятно, сродни встрече с добрым другом детства. Помню, как подкупили меня еще в рукописи две особенности книги: что, начиная с затейливого названия, роман пронизывал терпкий дух эпохи «бабьего царства» в истории российской; и что в повествовании одна из главных персон – живая, полномерная императрица Анна Иоанновна, а не ее парадный портрет…
Роман «Великая княгиня Рязанская» (Рязань, «Издатель Ситников», 2008) продолжает галерею незаурядных женских образов, создаваемых Ириной Красногорской. Имеется в виду одна из последних великих княгинь Рязанских, Анна, дочь Василия II Темного, сестра великого князя Московского Ивана III, жена великого князя Рязанского Василия Ивановича, правительница авторитетная, сильная, при этом дипломатичная, разумным поведением и всегдашней дружбой с братом снискавшая для многострадальной рязанской земли 37 лет покоя. При ней край расцвел: к нему были присоединены и заселены казаками спорные земли по меже Московского и Рязанского княжеств, стали популярны художественные ремесла и «окультуривание» быта. Сама великая княгиня Анна любила рисовать. Ею практически собственноручно вышита соборная пелена с сюжетом «Евхаристия» (ныне музейный экспонат Рязанского кремля). Одна из ключевых сцен в романе – въезд только что обвенчанной княгини в пределы Рязанского княжества и встреча с тяжело груженным снедью и зерном обозом. Все это богатство везут в Москву на кормление, так как там недолго проживал великий князь Рязанский Василий. Князь сменил место жительства, а приказа, «чтобы не возить», не было.
« – Москва требует, – передразнила Анна и вдруг крикнула грубо, властно: – А ну, поворачивай! – и встала в санях, удивительно похожая в эту минуту на бабку свою, Софью Витовтовну».
Обоз остался на рязанской земле. Молодая правительница в одночасье «перестроилась» и ощутила «своей» не ту землю, где родилась и выросла, а ту, куда была выдана замуж по сговору отцов. Анна стала великой княгиней Рязанской не де-юре, а де-факто. Для рязанской земли этот факт показателен и по сей день – похоже, лучшими хозяйками Рязани были женщины. Великая княгиня Анна, а после нее – только Надежда Чумакова, председатель Рязанского горисполкома в 1963 – 1986 годах. Они заботились о благоустройстве своего края… Но это к слову.
Сама Ирина Красногорская признаётся, что, когда она пишет романы, ею движет стремление синтезировать легкость «околоисторического» фэнтези и полноту исторического исследования. То, что получается из этого синтеза, необыкновенно гармонично и изящно.
Елена Сафронова.