Государство свои обязательства, как правило, выполняет. Во всяком случае, справляется с этим лучше, чем страховой бизнес. Недавно Президент Дмитрий Медведев снова говорил о необходимости страховать риски, дабы по ним не расплачивался только государственный бюджет. Можно сколько угодно сокрушаться по поводу того, что граждане не желают страховать имущество. А не желают они его страховать потому, что дорого и без особых гарантий. Страховые компании никогда внакладе не останутся, и люди им не очень доверяют. Так что все риски у нас, как обычно, берет на себя государство. На региональном уровне на этой неделе Губернатор поднимал соответствующий закон о ликвидации последствий пожаров, в котором прописаны механизмы оказания помощи.
Стройка жилья для погорельцев идет, но график диктует очень жесткие сроки. Выбора нет: приказано построить все к 1 ноября. И эти сроки никто растягивать не собирается. Так что все равно быть погорельцам новоселами. В полном соответствии с графиком.
Надо бы радоваться началу нового учебного года. Дети в школу и студенты в вузы спешили 1 сентября такие красивые, торжественные и сосредоточенные, что хотелось занять их место. Но без неприятных сюрпризов не обошлось. Впервые за много лет Рязань 1 сентября осталась без горячей воды. Мы, конечно, давно привыкли к странностям нашей городской жизни, но не до такой же степени. Нам очень долго и старательно разъясняли, сколько и за что город должен энергетикам. Эти долги нам давно уже кажутся вечными, еще от царя Гороха. Понятно, что шли переговоры, применялись разного рода санкции, вплоть до прокурорских. Очевидно, что долги нашей славной губернской столице никто прощать не собирается. Не при коммунизме живем. Одно непонятно. Почему городская Дума собирается для того, чтобы решить вопрос о кредите, в последнюю неделю августа? Раньше были надежды на то, что деньги откуда-то появятся, или долги сами собой ликвидируются? После получения кредита город еще почти неделю будет жить без горячей воды. Это нам тоже разъяснили. Одно только осталось тайной: сколько мы потратили газа и электричества, пока разогреваем воду в чайниках и кастрюльках?
Весь опыт последних десятилетий, да и столетий уже, подтверждает, насколько хрупким остается наше благополучие. Сколько бы мы к нему ни стремились, сколько бы ни достигали, то огонь все спалит, то кризис раздавит, то отсутствие воды до одичания доведет. Мы искренне стремимся к цивилизации, чтобы было все, как у людей, да не всегда получается.
Президент Дмитрий Медведев, будучи в Оренбургской хлебной области, зашел в магазин, а там покупатели жалуются: хлеб подорожал. Почему, если область от засухи не пострадала? Наверно, из солидарности с нами, пострадавшими, местные хлебопеки решили усложнить жизнь оренбургским потребителям. Мол, все плывем в одной лодке.
А премьер-министр Владимир Путин на этой неделе решил опробовать в качестве водителя трассу от Хабаровска до Читы – 2000 километров. Её строили, страшно сказать, с конца 60-х годов прошлого века. Проехал Путин по знаменитой трассе на желтом автомобиле. Чего только не увидел и не услышал. И трущобы, и стройплощадку нового космодрома, и новенький нефтепровод в Китай, и поселок железнодорожников – столетней давности. Глава правительства, конечно, почерпнул немало впечатлений в пути. Даже с поправкой на то, что ехал в сопровождении эскорта. Но стоило ему днем позже прилететь в Норильск, как местный пролетариат предложил ему прокатиться по другой федеральной трассе. От Норильска до Дудинки. Владимир Владимирович заверил, что пошлет туда министра транспорта. А мне вдруг подумалось, что неплохо и по нашим дорогам проехать, и не обязательно в глубинке, а где-нибудь в Канищеве или на улице Фурманова.
Конечно, мы склонны драматизировать все в большей степени, чем оно того заслуживает. На этой неделе федеральные телеканалы сокрушались по поводу того, что в Москве запретили ночную торговлю спиртным. Предсказывают в связи с этим обрушение алкогольного рынка. Мы в Рязани вот уже больше года покупаем водку только днем. И еще в четырех десятках регионов происходит то же самое. Это сильно поколебало основы нашего бытия? Я что-то ничего такого не заметила, кроме объявлений на столбах о ночной доставке спиртного по первому звонку.
Или другой пример «катастрофичности» нашего сознания. Неурожай этого года позволил Рязанской области собрать чуть менее 700 тысяч тонн зерна. Это, конечно, меньше, чем в два последних года. Но еще совсем не так давно подобные урожаи считались обычными для нашего региона. И о голоде никто не кричал, цены на крупу не поднимал в одночасье. Легкая паника на продовольственном рынке, конечно, выгодна тем, кто продает. Но как легко ей поддаются те, кто покупает. Помните, как мы однажды за неделю сами себе в десять раз подняли цены на соль? Теперь, сдается мне, происходит то же самое с гречкой.
Да, как правило, поводы для огорчений не заставляют себя искать. А вот повод порадоваться, наверное, мы должны искать сами. Или создавать. Тут уж каждый волен выбирать.