С 2008 года на этот традиционный весенний спортивный праздник съезжаются любители виндсерфинга из нескольких близлежащих регионов. Количество желающих поймать ветер в свои паруса год от года растет, как и растет число поклонников этого вида спорта среди рязанцев. Один из организаторов фестиваля, Дмитрий Морозов, – заядлый турист, байдарочник, альпинист, а теперь и виндсерфингист.
Р.В. – С чего началась ваша спортивная жизнь?
Д.М. – Культуру активного отдыха мне привили родители, взяв меня с собой в поход, когда мне было три года. Отец в те годы был основателем одной из туристических секций в Рязани. Во время отпуска родителей мы обязательно выезжали на природу, жили в лесу, в самых отдаленных местах. Потом у меня начались самостоятельные походы, уже в школьном возрасте. Мой учитель – Александр Васильевич Силкин – вел секцию «аргонавтов» при рязанском «Глобусе». Было это в середине 70-х годов. А первое мое самостоятельное путешествие – поход по реке Пре с клубом «Аргонавты» – состоялось в 1979 году, в тринадцатилетнем возрасте.
Р.В. – Чем был примечателен этот клуб?
Д.М. – Его участниками были школьники и студенты первых курсов вузов. Конечно, центром клуба оставался Александр Васильевич, который сначала организовывал байдарочные походы по Рязанской области, затем растил нас до категорийных маршрутов. Кстати, в клубе были такие известные сегодня в культурной среде города люди, как, например, Станислав Саломаха, Алексей Фошин. Уже тогда наши путешествия были интересны, в том числе и творческой составляющей. Наверное, поэтому я не любил пионерские лагеря, и когда родители все-таки отправляли меня туда, пребывание скрашивало ожидание очередного похода.
Р.В. – Любовь к спортивному туризму сохранилась и в вузе?
Д.М. – Когда я поступил в радиоинститут, тут же попал в водную секцию клуба «Альтаир». Здесь были те же байдарочные, катамаранные категорийные походы, конечно, путешествия стали более сложными и серьезными, сплавлялись на реках пятой, а иногда и с элементами шестой категорий. «Альтаир» был и, кстати, остается до сих пор привлекательным своим разнообразием, в нем много различных групп, реализовать туристический, спортивный интерес в клубе можно в любое время года. Поэтому в институте я не ограничивался водными путешествиями. Были и лыжно-пешеходные, и горные походы. Когда недавно смотрел альманах «Альтаира», сам запутался, в какой секции я тогда был. Благодаря «Альтаиру» мы побывали в самых отделенных уголках нашей страны, стипендии хватало, чтобы посмотреть Байкал, Саяны, Кавказ.
Р.В. – Как удалось сохранить привычку к спорту во взрослой жизни?
Д.М. – На «Глобусе», куда я попал по распределению, работали выходцы из того же «Альтаира». Так что в плане туризма и спорта ничего не изменилось. Там я познакомился с Дмитрием Сергеевичем Шагаевым – мастером спорта международного класса, председателем областной федерации спортивного туризма. Он один из первых в Рязани, кто начал организовывать международные спортивно-туристические походы, например, в Непал, Африку на Голубой Нил, в Турцию. В те годы мы побывали с ним на Камчатке, в Таджикистане, Киргизии. Тогда мы были «заряжены» на спортивные результаты, участие в соревнованиях, чемпионатах.
Р.В. – У вас есть спортивный разряд?
Д.М. – Подтвержденного нет. Но по результатам прохождения маршрутов различных категорий, думаю, мы все «тянули» на мастера.
Р.В. – Семья поддерживала ваши увлечения?
Д.М. – Семья поддерживала и поддерживает. Моя жена – мастер спорта по водному туризму. Сыновья – 24 и 14 лет – также увлеченные туристы. Супруга активно занимается организацией семейных путешествий. Мы стараемся делать их комбинированными, чтобы в них присутствовал и спорт, например, сплав или трекинг, и познавательная часть. Узнать культуру другой страны, народа всегда интересно.
Р.В. – Какова география ваших путешествий?
Д.М. – Россия от Карелии до Камчатки, Средняя Азия, Перу, Аляска, Африка, Новая Зеландия, Непал… Самая широкая.
Р.В. – Как удается на все – работу, семью, детей, путешествия – найти время?
Д.М. – Если ты все планируешь заранее, то все получается. Когда знаешь цель и к ней идешь, все сложности преодолимы.
Р.В. – На каком этапе своей спортивно-туристический жизни вы увлеклись альпинизмом?
Д.М. – Мое первое восхождение на Эльбрус случилось в 2004 году. Горы тогда были для меня абсолютно удивительным, неизвестным миром, я открыл для себя неведанные до того ощущения, красоты. Ведь сплав – это каньонные реки, узкая полоска неба над головой. В этом есть своя прелесть. Горы расширяют не только горизонт, но и мировоззрение. В общем, мне понравилось, и я стал стараться каждый год выезжать в альплагерь, нарабатывать мастерство.
Р.В. – Сколько у вас восхождений?
Д.М. – Если считать, что альпинизмом я активно занимался на протяжении лет шести, то в общей сложности 10-12 восхождений.
Р.В. – Что запомнилось больше всего?
Д.М. – Участие в проекте Романа Черняева «Семь вершин», в частности, в восхождении на Мак-Кинли на Аляске. Аляска – удивительный мир. Там мы познакомились с интересными людьми, например, рязанцем Артуром Тестовым, который первым в мире совершил зимнее восхождение на Мак-Кинли.
Р.В. – Чтобы совершать такие «подвиги», нужна, как минимум, хорошая общая физическая подготовка…
Д.М. – Безусловно. Один из способов поддержания физической формы – бег: 20 километров в хорошем темпе, плюс тренажерный зал и хождение по рампе с уклоном. Кроме того, мы всегда стараемся дополнить любой отдых спортивными играми, например, в волейбол.
Р.В. – Как в ваш столь разнообразный и достаточно напряженный спортивный график вписался виндсерфинг?
Д.М. – Родственники со стороны родителей живут недалеко от Одессы. Когда я был ребенком и отдыхал у них, мой двоюродный брат, занимавшийся тогда в яхтклубе, прокатил меня на маленьком ботике вдоль Белгород-Днестровской крепости и дал порулить. Свой восторг я помню до сих пор. Этот случай, как заноза, засел с памяти. По прошествии времени я познакомился с ребятами, увлеченными виндсерфингом, который только зарождался в Рязани. Я попробовал, воспоминания детства воскресли, и я понял, что «попал». Выражение «деньги на ветер» – это про виндсерфинг. Здесь все можно спустить на ветер. Затрат требует снаряжение, поездки. Но когда ты наедине со стихией, возникает не сравнимое ни с чем чувство свободы.
Р.В. – Рязань – не самое подходящее место для виндсерфинга. Нужен ветер…
Д.М. – И мы его ловим. Нас, виндсерфингистов средней полосы, называют «болотными серферами», так как тренируемся в основном на озерах, многие из которых часто заболочены. «Тяжела и неказиста жизнь в Рязани серфингиста».
Р.В. – И тем не менее, именно в Рязани появился серф-фестиваль…
Д.М. – Идея его организовать появилась в 2008 году. Движение достигло «критической массы», требовался прорыв, реализация. Виндсерфингом увлеклись люди самых разных возрастов, профессий, социальных слоев. С тех пор он проводится ежегодно, недалеко от Спас-Клепиков, на Ивановском озере.
Р.В. – Это спортивное событие?
Д.М. – Спортивно-зрелищное. Например, в этом году он посвящен дружбе народов и пройдет под девизом «Серферы всех стран – объединяйтесь и катайтесь!». Соответственно заявленной теме предполагается наличие у участников элементов национальных костюмов народов мира, украшение доски и паруса символами разных народов и т.д.
Р.В. – Кто может стать участником фестиваля?
Д.М. – Мы ждем всех желающих, вне зависимости от уровня подготовки. Количество зрителей не ограничивается. Более того, каждый, кто хочет попробовать кататься на доске с парусом, получит такую возможность!