08:56 МСК
Воскресенье
07 / 03 / 2021
1771

Склонить на свою сторону

Где проходит граница между информацией и агитацией
Фото предоставлено Избиркомом Рязанской области
Фото предоставлено Избиркомом Рязанской области

«Рязанские ведомости» совместно с Избирательной комиссией Рязанской области продолжают просветительский проект «Я – избиратель», рассказывая об основах избирательного права.


Важной составной частью избирательного процесса является его информационное обеспечение. Оно способствует осознанному волеизъявлению избирателей и гласности выборов. Информационное обеспечение включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию.

05-20-23



Об их различиях и особенностях рассказывает заместитель председателя Избирательной комиссии региона Владимир ГРАЧЕВ.

Р.В. – Владимир Михайлович, в предвыборный период журналистам приходится непросто: при освещении разных мероприятий важно быть юридически подкованным, чтобы случайно не нарушить закон. Как отличить информирование, которое является прямой обязанностью СМИ, от предвыборной агитации?

В.Г. – В соответствии с областным законом «О выборах депутатов Рязанской областной Думы» информирование избирателей осуществляют избирательные комиссии, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также средства массовой информации. Информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенства кандидатов и избирательных объединений. Это главные признаки, позволяющие отличать информирование от агитации. При этом информационные сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельными информационными блоками, без комментариев, в них не должно отдаваться предпочтение кому-либо из кандидатов или избирательных объядинений, в том числе по объему площади или времени, отведенному для таких материалов.

Р.В. – А что понимается под предвыборной агитацией?

В.Г. – Как определяет федеральное законодательство, предвыборной агитацией считается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить избирателей к голосованию «за» кандидата, список кандидатов или «против» него. Кроме прямых призывов к голосованию, есть также ряд косвенных признаков предвыборной агитации. Это выражение предпочтения какому-либо кандидату; описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат, список кандидатов будут или не будут избраны; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате с положительными или негативными характеристиками, либо информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью, а также деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению. Причем информация с косвенными признаками, размещенная в СМИ, признается предвыборной агитацией только в случае, если указанные действия совершаются неоднократно.

Р.В. – Кто вправе осуществлять предвыборную агитацию и в каких формах?

В.Г. – Избирательное законодательство выделяет несколько видов предвыборной агитации. Она может проводиться с использованием платных и бесплатных печатных площадей и эфирного времени в средствах массовой информации, посредством публичных мероприятий, путем выпуска и распространения агитационных материалов, а также иными, не запрещенными законом методами. По закону, проводить предвыборную агитацию могут кандидаты и избирательные объединения, граждане РФ и иные общественные объединения. Запрещено заниматься агитацией органам государственной власти и местного самоуправления, государственным и муниципальным служащим, членам избирательных комиссий, благотворительным и религиозным организациям, воинским частям, некоторым другим лицам. Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, кроме случаев, если они являются близкими родственниками кандидата, а также если их изображения размещены среди неопределенного круга лиц.

Р.В. – В какие сроки разрешено проводить агитацию?

В.Г. – Вообще агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата. А вот предвыборная агитация на телеканалах и в периодических печатных изданиях начинается в период за 28 дней и прекращается за одни сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Р.В. – Кто следит за законностью предвыборной агитации?

В.Г. – При Избирательной комиссии Рязанской области создается рабочая группа по информационным спорам. Именно она рассматривает предварительно вопросы нарушения правил проведения агитации по обращениям в комиссию и рекомендует комиссии проекты решений по поступающим жалобам. При выявлении нарушений законодательства избирательная комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной деятельности.

Р.В. – Назовите, пожалуйста, исходя из опыта прошлых избирательных кампаний самые распространенные виды нарушений законодательства на этапе предвыборной агитации в регионе.

В.Г. – Наиболее частые нарушения связаны с нечетким выполнением всех условий изготовления и распространения агитационных материалов. Кандидатам, избирательным объединениям нужно помнить, что все эти материалы они обязаны своевременно, до их распространения, представить в избирательную комиссию. Часто забывают и о том, что изготавливать и размещать агитационные материалы вправе только те предприниматели и СМИ, которые заблаговременно, не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов, опубликовали расценки услуг и уведомили избирком о своем намерении заниматься этой деятельностью.

Не противоречит ли действующему законодательству проведение опросов общественного мнения в период избирательной кампании?
В соответствии с избирательным законодательством опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, является разновидностью информирования избирателей. При опубликовании результатов соцопросов редакции СМИ, граждане и организации, их публикующие, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных, метод сбора информации, территорию, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо, заказавшее проведение опроса и оплатившее публикацию. Вместе с тем в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование социологических материалов, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в сети Интернет.

Как пожаловаться на нарушения во время голосования?
Избирательные комиссии обязаны рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях закона о выборах, осуществлять проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. Если требуется дополнительная проверка фактов, содержащихся в указанных обращениях, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. С жалобой можно обратиться и в суд. Суд соответствующего уровня, отменив решение избирательной комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения закона о выборах. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, суд может признать итоги голосования недействительными.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 89 (4883) от 22 мая 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Неделя глазами экспертов
Молодежь о выборах
Рязанские студенты получили награды облизбиркома
Татьяна Железнова
Читайте в этом номере: