20:36 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
2492

Мой отец – Иван Давыдов

Ему довелось быть минометчиком, разведчиком, а потом – военным корреспондентом

Так и видится мне картина: на крыльце просторного родительского дома в Степановке сидит молодой парень и прекрасным баритоном поет «Как родная меня мать провожала». Тогда еще моя бабушка, Федосья Михайловна, не знала, что на ее долю выпадет проводить и ждать с фронта и мужа, и троих сыновей. Все это еще будет. А пока же…

Заводила местной молодежи, озорной, энергичный, (не случайно же был секретарем комсомольской организации совхоза «Красный Октябрь», а это около 170 человек), он не постеснялся протащить в газете родного отца за то, что через крышу конюшни звезды видны. «Ванька, стервец, – говорил отец, председатель степановского колхоза «Победитель», – знаешь же, коров соломой кормим». Но крышу все же покрыли.

Склонный к литературному творчеству, обладая неукротимой жаждой к знаниям (она сохранилась у него на всю жизнь), Иван Давыдов в 1936 году начал работать инструктором-литератором, затем ответственным секретарем районной газеты «Колхозная правда». Был послан учиться в Серпуховскую газетную партшколу имени рабочей Москвы. В числе 11 отличников с последнего курса переведен в Московский ВКИЖ (Всесоюзный коммунистический институт журналистики), где готовили кадры и для районных газет. Но защищать диплом ему пришлось в Минском КИЖЕ. Учился заочно, так как был призван в армию.

Есть в его биографии и такая строка: «1938 – 1939 годы – собственный корреспондент газеты «Ферганская правда».

Длинные дороги войны

В 1939 году получил повестку из военкомата и отправился служить в Красную Армию. С началом Великой Отечественной войны пошел отсчет совсем другой жизни. Как и тысячам других советских воинов, моему отцу пришлось принять первый бой в первый же день войны, на западной границе. Командовал он тогда минометным взводом. В половине четвертого бой завязался на границе, а в пять часов утра их часть вступила в бой.

Ивану Давыдову пришлось пройти горький путь отступления до самой Волги, а потом были победные наступательные бои от Сталинграда до предместий Праги. Довелось ему быть минометчиком, разведчиком, а потом военным корреспондентом. Был инструктором-литератором газеты «Ворошиловец» 121-й стрелковой дивизии Сталинградского фронта, затем – корреспондентом-организатором газеты 6-й гвардейской дивизии «Боевой натиск».

В книге в свое время известного писателя Рачии Кочар «Дети большого дома», в которой рассказывается о боевом пути армянской дивизии, есть строки и о военном корреспонденте Иване Давыдове. Кстати, связь они поддерживали и в послевоенные годы.

Много позже попалась мне на глаза антология фронтовой поэзии. Так вот там было опубликовано и стихотворение отца.

После тяжелейшей контузии, пролежав год в госпитале, в июне 1945 года гвардии капитан Давыдов вернулся домой. Слух полностью так и не восстановился.

К слову относился бережно

Вся его последующая жизнь практически была связана с районной газетой, тогда она называлась «Колхозная правда». Одинаково талантливо и интересно он писал на любые темы. Но больше всего о простых сельчанах, фронтовиках. Легко находил с ними общий язык, мог разговорить каждого. И люди, прошедшие ад фронтов, раскрывались, потому что разговор шел на равных.

Незаживающей раной были в нем воспоминания о девушке-радистке Елене Стемпковской. Попав в окружение, она вызвала огонь на себя. Чудом осталась жива, немцы взяли ее в плен, и после жесточайших пыток казнили. Посмертно Елене присвоили звание Героя Советского Союза.

Мой отец уважал людей, умел слышать и слушать. В очерках, зарисовках, рассказах, заметках четко прослеживается убеждение: слово – оно осязаемо, им можно и возвысить, и глубоко ранить, а то и убить.

В последние годы своей жизни был корреспондентом-организатором районного радио. Люди старшего поколения, думаю, помнят его репортажи. Когда, например, на Первомай на площадь имени Ленина в Ермиши стекались сотенные колонны работников предприятий, организаций, школьников. И далеко окрест раздавался голос члена Союза журналистов СССР Ивана Давыдова, который с гордостью рассказывал о трудовых достижениях, называл имена лучших представителей трудовых коллективов.

Он рано ушел из жизни. Было ему всего 56 лет. Не сохранились и награды: ордена Красной Звезды, Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией» и другие. Да в то время почему-то немногие зацикливались на этом, давали играть детям. Возможно, считали, что просто делали необходимую на тот момент работу.

Послесловие

…В моем доме висит его фотопортрет. Сделан много лет назад Константином Панкратовым, имевшим связь с районной газетой и которого по современным меркам с полным основанием можно назвать фотохудожником. Отец снят таким образом, что в какой бы точке комнаты ты ни находился, кажется, что смотрит именно на тебя. Чуть улыбаясь, словно спрашивает:

– Как вы живете, родные, все ли у вас в порядке?

Нормально, отец. Спасибо вам с мамой, что всем нам, троим вашим детям, помогли получить высшее образование. Живем и работаем честно. Выросли внуки, ни одного из них, к сожалению, тебе не удалось увидеть. Тянутся к солнышку внучки. Хороший след ты оставил на земле.

Нина Доронина,
член Союза журналистов России,
р.п. Ермишь

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 92 (4886) от 27 мая 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Проводник в мир литературы
Один день из жизни библиотеки глазами нашего корреспондента
Анна Добролежа
Импорто… незаменимое
Татьяна Банникова
Читайте в этом номере: