В региональном Правительстве состоялось заседание координационного совета Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, входящих в состав Центрального федерального округа. В нем приняли участие представители шестнадцати регионов. Собравшиеся обсудили проблемы детей-инвалидов.
Рязанская область была выбрана местом проведения заседания координационного совета не случайно. Она является одним из лучших регионов ЦФО по реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день накоплен определенный опыт, есть собственные наработки.
Рязанские специалисты рассказали коллегам из других регионов о способах и методах реабилитации детей, страдающих серьезными заболеваниями. Гости, к примеру, побывали в Рязанском доме ребенка, при котором действует Центр ранней комплексной реабилитации детей раннего возраста с особенностями в развитии, где применяются различные диагностические, лечебные, развивающие методики для воздействия на всевозможные уровни нарушения развития у малышей.
Как отметила председатель координационного совета Уполномоченных по правам ребенка в субъектах ЦФО РФ Ольга Копышенкова, во всех регионах Центрального федерального округа проблемы, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья, практически одинаковые.
Самая основная из них на сегодняшний день – социализация. В связи с этим важно развивать инклюзивное образование, ведь совместное обучение со здоровыми сверстниками помогает детям с ограниченными возможностями почувствовать себя более уверенно, получить шанс стать успешными.
Инклюзивное образование хорошо развито в некоторых странах Европы. Там ни для кого уже не является откровением обучение ребят с серьезными проблемами здоровья не в специализированных, а в обычных школах. Ко всем учащимся предъявляются практически одинаковые требования, конечно, при этом учитываются медицинские показания. Практика создания инклюзивных детских садов тоже существует во многих странах.
В России же популярность инклюзивного образования пока невелика. В значительной мере это связано со стереотипами, ведь многие родители не готовы к тому, чтобы в одном классе с их чадом учился ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Не согласны воспринять чем-то отличающихся от себя сверстников и сами школьники. По данным социологических исследований, многие ребята могут смириться с присутствием в классе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также слуха и зрения, но вот с отставанием умственного развития – нет. По мнению участников заседания координационного совета, необходимо с помощью средств массовой информации менять ситуацию, развенчивать стереотипы.
Вместе с тем было признано, что есть и объективные причины того, почему в нашей стране пока тормозится развитие инклюзивного образования. Одна из них – отсутствие во многих детских садах и школах доступной безбарьерной среды.
Уже несколько лет действует программа «Доступная среда», и подвижки – пусть не столь кардинальные и быстрые, как хотелось бы, – в этом направлении есть. Как отметил приглашенный на заседание Вице-губернатор Рязанской области Сергей Филимонов, в регионе в этом году ряду школ будут выделены средства на создание безбарьерной среды. Всего же в период с 2014 по 2020 годы для этих целей в рамках региональной подпрограммы «Доступная среда» будет выделено 584,7 миллиона рублей.
Поменять общественное мнение стараются различные общественные организации – в Рязанской области их много, – занимающиеся проблемами детей-инвалидов, в том числе их социализацией.