В северной столице в минувшие выходные состоялись вторые международные соревнования по гонке лодок на солнечной энергии «Солнечная Регата». Развитие инженерного потенциала страны и популяризация альтернативных средств энергии – главная цель этого турнира творцов новой техники.
Одним из участников регаты стала команда конструкторского бюро «Аврора» из Рязани, специализирующегося на робототехнике. В соревнованиях «Солнечная Регата» рязанцы участвуют второй раз, дебют «Авроры» в прошлом году позволил занять на пьедестале второе место. В этом году команда участвует в первенстве на совершенно новой лодке, разработанной и построенной собственными силами.
О подготовке к соревнованиям нам рассказал коммерческий директор КБ «Аврора» Виталий Савельев:
– Если у вас есть команда профессиональных инженеров, перед вами открываются потрясающие возможности в реализации самых смелых технических проектов. Перед нами стояла задача в кратчайшие сроки спроектировать и построить сверхлегкое одноместное плавательное средство на подводных крыльях, приводимое в движение солнечной энергией. Две недели у команды из шести человек ушло на проектирование лодки, и еще две – на ее постройку.
Одна из особенностей такой лодки – точно выверенные титановые подводные крылья, поднимающие ее над водой и позволяющие развивать скорость до 35 км/ч. На стоянке и при следовании с малой скоростью судно на подводных крыльях удерживается на воде архимедовой силой, как и любое другое водоизмещающее судно. На высокой скорости за счет подъемной силы, создаваемой этими крыльями, лодка взмывает над водой. При этом значительно уменьшается площадь контакта с водой и, следовательно, сопротивление, что позволяет развивать более высокую скорость.
Именно проектирование и воплощение системы подводных крыльев оказалось самой сложной задачей в этом проекте. Для этого специалистам потребовалось изучить большое количество работ по гидродинамике и судостроению. Ключевой литературой были советские наработки по теме судов на подводных крыльях, имеющие огромный потенциал. Именно у нас были разработаны такие легендарные суда на подводных крыльях, как «Ракета», «Метеор», «Комета».
Основа самой лодки выполнена из тонкого алюминия, усиленного каркасом жесткости. Верхняя часть лодки закрыта произведенными под заказ облегченными солнечными панелями. Внутренняя электроника обеспечивает максимально эффективное распределение получаемой энергии. Практически все используемые в лодке компоненты произведены российскими компаниями-партнерами.
История КБ «Аврора» начинается в 2010 году. Основные разработки «Авроры» сделаны в области робототехники, интеллектуальных систем автопилотирования, альтернативных технических систем. В области автономного управления ТС на пересеченной местности команда КБ «Аврора» является лучшей в России на протяжении двух последних лет.
Татьяна Лаврикова