Главной темой обсуждения стало развитие специализированного образования для школьников. На встречу, организованную Правительством Рязанской области, пригласили видных рязанских ученых, преподавателей вузов, а также молодых специалистов и аспирантов, специализирующихся на физико-математическом разделе знания. Андрей Райгородский, профессор легендарного мехмата МГУ, лауреат Премии Президента РФ 2011 года для молодых ученых, обещал быть интересным собеседником. Так и оказалось. Вначале он прочел короткую лекцию, в которой обрисовал перспективы развития тех направлений в высшей математике, которыми занимается. В частности, это вопросы комбинаторики и комбинаторной топологии, проблема Борсука о разбиении множеств на части меньшего диаметра, проблема Нелсона – Хадвигера о раскраске метрического пространства и проблема Эрдеша – Хайнала о раскраске гиперграфа.
И пусть вас не смущает обилие имен и математических терминов. Все сложные моменты математической теории гость объяснил доходчивым языком, прибегая к жизненным примерам. Самой интересной мне показалась часть лекции, посвященная представлению сети Интернет как особой разновидности суммы графов, то есть сложной системы, которая подчиняется относительно простым правилам. Следуя этим правилам, можно пройти Всемирную паутину из конца в конец всего за 6 щелчков мышью. Это полностью согласуется с «теорией 6 рукопожатий», которая гораздо более широко известна публике.
Андрей Райгородский, отдавая дань фундаментальной науке и чтению лекций студентам, занимается также аналитической работой в компании «Яндекс». А еще он преподает математику в московской спецшколе №179. По его собственному признанию, такая разноплановая деятельность позволяет более широко смотреть на мир и видеть математическую проблематику в гораздо большем количестве направлений.
– Надо понимать, что науку двигать вперед могут только хорошо подготовленные молодые кадры, а также ученые среднего возраста. Чем больше их будет, тем мощнее научное знание. Математика прекрасно приводит в порядок мозги. Недаром в Древней Греции знать математику считалось обязательным для всех, кто претендует на звание ученого, даже если это был гуманитарий, – утверждает Андрей Райгородский. – Хороший математик – это штучный экземпляр. Его нужно сначала заметить на школьной скамье, желательно, еще в младших классах школы, а затем серьезно работать с ним. Тогда возможен любой прорыв. К сожалению, сейчас растет поколение людей, которое даже не знает, что такое логарифм и как им пользоваться. Экзамены в школе такие ученики сдают нормально, потому что им примитивно объяснили, что надо сделать с числом, чтобы решение в задаче о логарифмах было верным, а суть самого явления логарифмирования просто проходит мимо головы у 99,9 процентов учащихся. О каком ясном, критическом, математически обоснованном мышлении нового поколения мы можем вообще тогда вести речь? Надо не только качественно преподавать математику в школах, но и создавать специальные учебные заведения, где можно было бы пестовать будущих гениев, академиков и лауреатов международных премий.
После лекции все желающие могли задать ученому вопросы. В ходе беседы были затронуты темы развития математического образования в средних школах, работы кружков в сфере дополнительного образования, где прививается знание по точным наукам. Не обошлось и без намеков со стороны научного сообщества Рязани на уровень собственных зарплат, которые пока никак не отражают значимость их работы. Преподаватели радиоуниверситета, которым также доводится работать со школьниками, надеются, что вопрос организации серьезного физико-математического образования в регионе как-то сдвинется с места. Потому что пока будущие кадры для отечественной науки «выковываются» преимущественно энтузиастами в условиях, далеких от идеальных.