«Я считаю, что мультфильмы для детей должны делаться не хуже, чем для старшей аудитории. Даже лучше!», – на сцене Рязанского музыкального театра в пиджаке приятного зеленого оттенка – энергичный человек, которого язык не повернется назвать дедушкой. Хотя для поклонников и молодых тружеников русской мультипликации он уже вроде отцов-основателей – это заметно по тому, как горят глаза у мультипликаторов с киностудии «РГРТУ-фильм», пришедших на встречу. Участников немного, но об именитом госте – Владимире Тарасове – у каждого собственные познания. Впрочем, за полтора часа общения со зрителями Владимир Ильич рассказал много удивительных вещей. И даже показал игрушечного кабанчика, который сделал «ласточку» перед изумленными зрителями.
Удивительна и замечательна биография этого человека, прошедшего на «Союзмультфильме» все ступени роста. Юный Владимир Тарасов впервые появился на студии в 16 лет, а учителем его стал легендарный мультипликатор Федор Хитрук. Владимир Ильич рассказал зрителям, среди которых были и дети, как появилась сама студия. Толчком к ее созданию послужил международный фестиваль мультипликации, прошедший в 1935 году в СССР, а инициатором стал сам И.В. Сталин, пришедший в полный восторг от диснеевского мышонка Микки. «Союзмультфильм» открылся и в дальнейшем вышел на такой уровень, что мультипликатора студии Бориса Дежкина, создателя мультфильмов про малышей-спортсменов и кавалера ордена Трудового Красного Знамени, звал к себе работать уже сам Уолт Дисней.
По словам Владимира Тарасова, его работа стала для него делом жизни, которое ценило и советское правительство. «У нас в озвучке всегда работали лучшие актеры СССР», – отметил Владимир Ильич. Причем сами артисты были рады участвовать в создании мультфильмов. Например, актер Ростислав Плятт, озвучивавший Волка в советских мультфильмах, называл себя «лучшим Волком «допапановского» периода». Также участники встречи узнали, что над историей Зайца и Волка хотел работать Владимир Высоцкий – он планировал озвучивать Волка и даже подарить мультфильму некоторые свои песни, но эта идея была не реализована из-за запрета руководства студии.
Главным жанром для Владимира Тарасова стала фантастика: такие известные его мультфильмы, как «Контакт», «Перевал», «Тир» и другие, посвящены необычным вещам и тому, как реагирует на них человек. Эти картины учат и детей, и взрослых миролюбию, изобретательности, доброте и силе духа, и это в самом деле анимация – потому что, как отметил Тарасов, «анима – это душа». К слову, гость высоко оценил работу своих японских коллег, создающих мультфильмы «аниме», и американцев из студии Pixar. Но между их работой и советской школой, считает Владимир Ильич, есть большая разница: русская школа основана на главенстве мысли, идеи в кадре, тогда как зарубежные – на главенстве действия героев.
О настоящем и будущем «Союзмультфильма» Тарасов говорил неоднозначно. С одной стороны, классическая двухмерная анимация переживает не лучшие времена, а знания и наработки передаются немногим энтузиастам. Профессия «беднеет», и даже отчисления за трансляции мультфильмов студии по ТВ мало помогают. В 90-е, когда известнейшему мультипликатору студии Вячеславу Котеночкину понадобилась серьезная операция, коллеги вынуждены были собирать средства своими силами. Вячеслав Котеночкин – один из немногих в СССР и России кавалеров польского Ордена улыбки, который вручают общественным деятелям многих стран мира, приносящим радость людям. Но Владимир Ильич верит, что студия будет и должна жить и развиваться: для этого нужны, по его мнению, возвращение студии ее исторических зданий и названия «Союзмультфильм», а также внимание властей к этому прекрасному искусству.
В завершение встречи Владимир Ильич раздал всем желающим автографы, нарисовав на каждом листочке улыбающиеся рожицы из мультфильмов.
Кстати, на церемонии вручения Ордена улыбки тот, кто его получает, должен с улыбкой выпить стакан лимонного сока. И эта картинка поистине подходит для описания труда русских деятелей искусства и мультипликации в частности: как бы ни было неприятно, нужно всегда улыбаться – потому что этим ты можешь осчастливить миллионы людей.