В Рязанском государственном университете прошло расширенное совещание по вопросам подготовки студентов по программам специалитета. Болонскую систему, то есть поточное производство бакалавров по сокращенной программе, в рязанских вузах критикуют. Теперь обсуждение вышло на новый уровень.
В обсуждении участвовали представители Правительства области в лице министерства образования. На расширенное совещание, организованное по его инициативе, пригласили ректоров главных вузов региона, представителей крупных предприятий и бизнеса. Нынешний год является переломным. Это последнее лето, когда высшая школа массово выпускает специалистов. Далее готовить будут только бакалавров с перспективой, что некоторые из них когда-нибудь станут магистрами. Специалитет сохраняется приблизительно в 10% инженерных специальностей и в медицине. По мнению работодателей, эту практику следует прекращать. Возможно, где-то бакалавриат и имеет право на существование, но только не на инженерных и педагогических направлениях обучения. Молодые педагоги, приходящие на работу в школы и не имеющие при этом никакой предварительной практики, с трудом ведут уроки. Многие признаются, что не читали трудов Ушинского и Макаренко, то есть не владеют основами педагогики. Представитель Рязанского приборного завода рассказал о драматической ситуации с молодыми кадрами. Их приходится долго учить и готовить, и это при наличии полноценных дипломов. Со специалистами все иначе. Их программа обучения предполагает обширную практику и изначальную «притирку» к будущему месту работы. Еще одним недостатком бакалавриата является особая программа обучения, где очень многое отдано для самостоятельного изучения студентом. Естественно, от этого сильно страдает качество усвоения материала. На совещании прозвучал ряд конструктивных предложений, как вернуть специалитет, поскольку доучивать бакалавров до достойного профессионального уровня уже по месту работы слишком хлопотно. Скорее всего, инициатива будет иметь продолжение, поскольку уже есть и высказывание Президента России по поводу возможности возвращения к старой проверенной системе. Формально возродить подготовку специалистов ничто не запрещает, и даже наоборот, это может спасти большое количество преподавательских кадров в высшей школе, которые смогли бы попасть под сокращение при полном переходе на Болонскую систему.