Факт появления такого праздника говорит о том, что наше общество стало с гораздо большим уважением относиться к себе, а власть начала глубже осознавать, на каких основах стоит и какие скрепы сохраняют государство. Этот вывод подтверждает и создание в июне прошлого года Совета по русскому языку при Президенте РФ, и совместное заседание в мае уже нынешнего года Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку, на котором присутствовал В.В. Путин.
В средствах массовой информации, освещавших это событие, помнится, промелькнуло, что такое заседание намечалось провести несколько раньше, но понадобилось присутствие российского руководителя в Минске на встрече по Украине с главами других европейских государств. Казалось бы, разного свойства события: в одном случае – гуманитарная проблема, в другом – кровавый конфликт… Ан нет. «Каша заварилась» как раз после того, как киевские власти проигнорировали коренную потребность жителей Донбасса использовать близкий им русский язык как государственный.
Есть такая русская пословица: «Не доглядишь оком, доплатишь боком». То ли у Киева недогляд случился, то ли еще что…
Конституция Российской Федерации гарантирует право всех народов на сохранение своего языка. В нашей стране проживают представители 193 национальностей, которые говорят на почти трех сотнях языков и диалектов. И очень красноречивый факт: письменность для многих из них разработали в советское время выдающиеся русские ученые, лингвисты, филологи. В то же время проводилась огромная работа по переводу произведений писателей разных национальностей на русский язык, что позволило многим из них завоевать мировую известность. Русский язык в нашей стране был основой дружбы и взаимопонимания между разными народами.
Увы, сейчас уже никого не удивляет, что приезжающие гости из бывших советских республик не знают русского языка. Да и сам «великий и могучий», как говорят ученые, переживает не лучшие времена. Это выражается, например, в засилии иностранных слов, различного речевого «мусора» (например, употребление везде и всюду «прокладки» «как бы»), в еще большей агрессивности потока нецензурщины.
Кто виноват и что делать? Ответов на эти вопросы может быть много, но роль школы, безусловно, первична. И не случайно многие филологи, учителя, общественные деятели считают, что необходимо выделить русский язык и литературу в самостоятельную предметную область в системе общего образования. Сегодня они просто включены в общее понятие «филология».
Отрадно, что значение этих школьных предметов может возрасти. Ведь совсем недавно, когда начали разрабатываться новые государственные стандарты для старшей школы, предполагалось изучение русского языка и литературы сделать… необязательным. И только обращение учителей к первым лицам государства выправило положение. Теперь вот и обязательное сочинение по литературе перед сдачей ЕГЭ ввели.
Об увеличении учебных часов по русскому языку и литературе, о зарплате учителя-словесника сейчас тоже очень много говорят. Будем надеяться, что и эти проблемы со временем решатся, но…
Давно замечено, что качество обучения любому предмету от оклада не зависит. Да, было бы прекрасно, если бы выпускники вуза завидовали тому, кто «устроился» преподавать русский: «У него такая зарплата!» Но душевные затраты, на которые идет настоящий педагог, только ради денег не делаются, слишком это тонкая материя. Хорошо продвигается дело, когда предмет преподавания – твоя любовь, твой праздник. Русский язык такого отношения заслуживает.