Первые результаты служебной проверки тоже известны: директор Шацкого комплексного центра социального обслуживания населения Светлана Дардыкина уволена с занимаемой должности. Министр социальной защиты области Елена Кислякова подала заявление о сложении полномочий, и оно было удовлетворено. Освобождены и другие должностные лица из регионального минсоцзащиты. Губернатор Олег Ковалев, назвавший происшедшее верхом цинизма и безобразием, направил в адрес начальника УВД по Рязанской области и руководителя следственного комитета при Прокуратуре РФ письма с просьбой тщательно разобраться с происшедшим и дать ему правовую оценку.
Самое удивительное во всей этой истории – легкость, с которой малозначимая чиновница распорядилась тем, что ей не принадлежало и даже во владении муниципалитета не находилось. То, что наши чиновники, случается, государственное имущество путают с собственным, известно. А тут гуманитарная помощь, в доставке которой чиновнику довелось выступить в роли посредника. Он (то есть она) с ролью не справился и решил таким вот примитивным способом замести последствия собственной недееспособности. Похоже, людям даже в голову не пришло, что факт тот может стать достоянием широкой общественности благодаря Интернету. И вся эта ситуация, когда к куче брошенного добра потянулись местные жители с намерением выбрать что получше и обнаружили там новые вещи с этикетками, не красит, честно говоря, наши нравы.
Происшедшая история наводит на размышления и обобщения. Что же за уникум служащего появился у нас? Похоже, что они способны производить только справки и отчеты. Когда же дело касается организации конкретной работы в экстремальных условиях, то с этой конкретной работой и организацией зачастую не получается. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать всю ситуацию укрощения огня в минувшем августе. Да, было много примеров того, когда люди боролись с огнем самоотверженно, а местная власть активно помогала им в этом. Но достаточно и других примеров. Когда пожар добрался до Волгоградской и Саратовской губерний, люди звонили, обращались к местной власти за помощью, а там бросали телефонные трубки. Неготовность местной власти работать в соответствии с требованиями дня – экстремальными или текущими – конечно, не только рязанская проблема. Но это мало утешает.
И еще одна проблема встала перед нами во всей своей полноте. Мы не умеем работать с благотворительной помощью, когда она организована людьми не по указке сверху, а по собственной инициативе. Принять и распределить ее рационально, организовать поток этой помощи так, чтобы не создавалось заторов. Не способны перестроиться на ходу в соответствии с меняющейся обстановкой. В небольшую деревню прибыл огромный караван с гуманитарным грузом. Кому-нибудь пришло в голову, что весь этот груз невозможно «переварить» на месте? Кто-нибудь попытался перераспределить полученные грузы по другим населенным пунктам? У нас что, нет в деревнях стариков, которым нужны и одежда, и обувь, и постельное белье? Но для этого нужно было организовать работу волонтеров, заново рассортировать полученную помощь, выяснить новые адреса, направить туда груз… Нужно было многое сделать, привлекая к этой работе общественность. Но опыта работы с общественностью тоже еще не обрели.
Во время пожаров очень эффективно занималась организацией благотворительной помощи православная церковь. Тихо, спокойно, без телекамер и лишнего шума активисты приезжали на места, выясняли потребности, привозили адресно именно то, что нужно. При этом вели строгий учет всех поступлений и строгий отчет о том, куда и что доставлено. Именно так принято работать с благотворительной помощью на Западе, где уже сложились традиции. У нас традиций нет. Потому, видимо, и оценили благотворительную помощь, пришедшую в Свеженькую, как добро, за которое не надо отчитываться. Случаи, подобные шацкому, обнаружились и в других регионах России.
Когда девальвируется совесть, когда утрачен элементарный стыд, любой человеческий, гражданский поступок можно свести к нулю, растоптать лучшие чувства людей, проехаться бульдозером по душе человеческой…