Владимира Путина не пригласили на заседание «семерки» в Баварию, как, впрочем, и предполагалось. У Президента России – своя программа. На этой неделе он намерен посетить выставку «Экспо» в Италии, главной темой которой стало продовольствие.
В связи с этим В. Путин дал интервью итальянской газете Corriere della Sera, в нем, собственно, и изложил свою позицию по тем вопросам, которые накопились во взаимоотношениях России с Западом. Коллеги Президента, лидеры семи государств, могли ознакомиться с точкой зрения российского Президента на обсуждаемые в замке Эльмау вопросы: Украину, борьбу с терроризмом, судьбу антироссийских санкций.
Россия никому не угрожает, только реагирует на угрозы извне. Россия не объявляла санкций, санкции объявили ей, и она вынуждена переориентироваться на Восток, тем более, что темпы развития Индии, Китая и других стран БРИКС позволяют рассчитывать на успех в сотрудничестве с ними. Россия не собирается отступать от Минских договоренностей, но, похоже, это не устраивает как раз Киев.
Украинская Рада накануне саммита семерки проголосовала за то, что на территорию Украины могут быть введены иностранные войска. В дни, предшествующие «встрече семи», активизировались военные действия против Донецкой и Луганской республик. Активность обстрелов сравнима с той, какая наблюдалась до подписания Минских договоренностей. Европе и Америке вроде бы хотят продемонстрировать, что именно Донецк и Луганск соглашений не соблюдают. Но почему тогда снаряды летят в сторону Донецка и Луганска, а не в обратном направлении? Более того: в субботу стало известно, что Хайди Тальявини, которая являлась спецпредставителем председателя ОБСЕ в контактной группе по урегулированию ситуации на Украине, намерена завершить свои полномочия в ближайшее время. Наблюдатели связывают это решение с неудачей последних попыток продолжить переговоры на минской площадке. Но нельзя исключить и того, что известный швейцарский дипломат, не устраивает кого-то реалистичностью своей позиции по отношению к каждой из конфликтующих сторон. Как известно, участники миссии ОБСЕ фиксируют все больше нарушений Минских соглашений Украиной. Кому-то из киевских доброхотов это, наверное, не по душе.
Все совпало на прошедшей неделе: год у власти президента Петра Порошенко, год со дня установления антироссийских санкций, недавно отмечен год со времени образования Донецкой и Луганской народных республик. Самое время подвести первые итоги.
На Украине все не так замечательно, как обещал новый президент в прошлом году. Мира нет, и власть к нему не стремится. Почему? Да потому что война отвлекает от вала внутренних проблем. В демонстрациях против принятых властью решений участвует не только в конец обнищавшее население, но и активисты «Правого сектора», тоже многим недовольные. На месте прежнего майдана того и гляди соорудят новый – попытки уже наблюдаются, пока неудачные. Назначение Михаила Саакашвили одесским губернатором вызывает недоумение не только на Ришильевской и Дерибасовской. Обнуление для Украины торговых пошлин при поставке украинских товаров в Евросоюз привело практически к нулевому результату. В Евросоюзе работают заградительные для украинских товаров стандарты. Заявление о вступлении в Евросоюз, как «обрадовал» соотечественников П. Порошенко, Украина сможет подать только в 2020 году, и не факт, что его в Брюсселе примут к рассмотрению.
Донецкая и Луганская республики за год состоялись, несмотря на экстремальные условия, в которых им пришлось жить, работать, формировать органы власти. Конечно, не без помощи России. Но больше ведь никто не помогает. Киев ведет себя по отношению к Донбассу так, как будто перестал уже считать его своей территорией, а его население – украинскими гражданами. Но вопреки всему этому налаживанию мирной жизни на Донбассе мешает только война, которую ведут украинские вооружение силы и самопровозглашенные военные формирования.
Россия, конечно, пострадала от санкций, но не в той степени, как ожидали «наши западные партнеры». Мы все ощущаем на себе последствия санкций и системного экономического кризиса. Но инициаторам санкций не удалось главное: расколоть российское общество и российскую политическую элиту в позициях по отношению к санкциям и украинской проблеме. Не удалось добиться и изменения в отношениях россиян к своему Президенту. Скорее наоборот: страна сплотилась вокруг Владимира Путина.
На саммите в Германии, похоже, не очень хотят все это понимать. Не желают разговаривать с Россией на равных. А по-другому Россия с ними разговаривать не собирается. Вот и общаемся заочно.