В минувшие выходные в рамках IV фестиваля искусств «Кремлевские вечера» в историко-архитектурном музее-заповеднике состоялось концертное исполнение оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» по одноименному произведению А.С. Пушкина.
Композитор в своем творчестве три раза обращался к произведениям классика русской литературы, создав оперы «Мазепа», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», которые с успехом исполняются на различных мировых сценах.
«Пиковую даму» Чайковский написал в 1890 году в поразительно короткий срок – 44 дня. Премьера состоялась в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Через несколько лет опера была поставлена в Праге, Загребе, Вене, Милане и вскоре с триумфом обошла все оперные сцены мира.
Автор либретто «Пиковой дамы», которое сильно отличается от оригинала, – младший брат Чайковского, Модест Ильич. Действие происходит в Петербурге и перенесено из XIX в XVIII век. Произведение Пушкина – прозаическое, а либретто – стихотворное, причем со стихами не только либреттиста и самого композитора, но и Василия Жуковского, Гавриила Державина, Константина Батюшкова. Лиза у Пушкина – бедная воспитанница богатой старухи-графини; у Чайковского она – ее внучка и наследница.
Рязанцы смогли услышать оперу в исполнении солистов Большого театра и Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, которые пели в сопровождении Рязанского губернаторского симфонического оркестра под управлением Сергея Оселкова. Музыканты в своем вступлении показали три главных музыкальных образа: повествовательный, связанный с балладой Томского (Антон Зараев) о загадочных карточных выигрышах, зловещий, рисующий образ старой Графини (Татьяна Ерастова) – роковой обладательницы тайны трех карт, и лирический, характеризующий любовь Германа (Роман Муравицкий) к Лизе (Наталья Мурадымова).
Концертное исполнение оперы не предусматривало исторических театральных костюмов, сложного грима, каких-либо декораций, режиссерских мизансцен. Образы героев создавались вокальными средствами, музыкой и живыми эмоциями. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы передать атмосферу Петербурга, выразить чувства и сердечные томления влюбленной Лизы, показать яростную одержимость игрока, способного поставить на карту все, вплоть до жизни. Карточная игра лишила Германа чести и воли, в какой-то степени обесценила человеческие отношения героев оперы.
Мистические моменты придали опере неповторимую атмосферу, тайна трех карт держала зрителей в напряжении до самого финала. Кстати, концовки драмы у Пушкина и Чайковского различны: у писателя Германн сходит с ума («он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере»), а Лиза благополучно выходит замуж; у Чайковского – оба героя погибают.
Ни в одной из своих опер композитор не достигал такой цельности музыкальной драматургии. Итогами своей работы Чайковский остался доволен и писал впоследствии: «… или я ужасно ошибаюсь, или «Пиковая дама» в самом деле – шедевр!»
P.S. Германн у Пушкина – из немцев, поэтому именно таково написание его фамилии. У Чайковского о немецком происхождении героя ничего не известно, и в опере «Герман» (с одним «н») воспринимается просто как имя.