00:14 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2206

Нуждается в корректировке подготовка рабочих кадров.

Об этом говорят результаты научного исследования

Избавиться от «ножниц спроса»

В нынешней экономической ситуации очевидны реальные «ножницы спроса». Существующая система подготовки кадров дает 70 процентов специалистов с высшим образованием, 20 процентов – со средним профобразованием и 10 процентов – с начальным профессиональным. Требования рынка иные: 20 процентов – выпускники вузов, 80 процентов – специалисты, имеющие начальное и среднее профобразование. Эти цифры недавно прозвучали на заседании Госсовета, которое провел Президент. Дмитрий Медведев подчеркнул, что начальная и средняя профессиональная подготовка кадров должна войти в национальный проект «Образование», «иначе будем жить в технологически отсталом обществе». Экономике России нужны квалифицированные рабочие кадры. Они более востребованы, чем некоторые специалисты с высшим образованием. Рабочая профессия может дать возможность зарабатывать хорошие деньги, однако престиж ее низок, а образ рабочего непривлекателен. Родители традиционно пугают своих чад: «Будешь плохо учиться – пойдешь в ПТУ». Понятно, что нужно переломить негативную тенденцию, сделав так, чтобы человек, выбравший рабочую профессию, не остался внакладе ни материально, ни морально. Но чтобы исправить пробел и двинуться вперед, необходимо уяснить, каков же он есть, не книжный, не киношный, а взятый из гущи жизни рабочий человек в интерьере ХХI века. Каковы его ценностные и смысложизненные ориентации, лежащие в основе мотивации профессиональной деятельности, мировоззренческие установки? Значимые штрихи к портрету современного рабочего обозначило исследование, проведенное институтом психологии, педагогики и социальной работы РГУ, объектом которого стали работники различных предприятий и организаций Рязани и Рязанской области. Были выделены две возрастные группы: зрелое поколение и молодые работники.

Штрихи к портрету

Рассказывает директор института, доктор педагогических наук, профессор Лариса Анатольевна Байкова: «К молодому поколению были отнесены работники, чья система ценностных ориентаций подвергалась влиянию перестроечных процессов конца 80-х и в переломные для российского общества 90-е годы ХХ века. Тогда происходил переход к новым социально-экономическим отношениям. Он сопровождался пересмотром старых советских идеологических стереотипов, резким сломом советских нравственных ценностей и переходом к ценностям, продиктованным требованиями рыночных капиталистических отношений. Это работники 1977-1978 годов рождения и более позднего. К зрелому поколению отнесены работники, чье мировоззрение формировалось в условиях социалистических производственных отношений, декларировавших такие ценности, как «производственная дисциплина», «труд на благо общества», «коллективизм». Мы ставили перед собой задачу определить доминирующие ценностные ориентации работников производства двух возрастных групп». Анализ результатов показал, что у работников зрелого поколения (у 70 процентов) главенствует такая ценность, как «здоровье, физическое и психическое. На втором месте «счастливая семейная жизнь», на третьем – «материальная обеспеченность», четвертое место занимает «интересная работа». В то же время такая ценность, как «здоровье других людей», занимает 11,7 место среди предложенных 18 ценностей, а «забота о безопасности жизни и здоровья людей» стоит на 11,5 месте. У 72 процентов молодых работников (средний возраст 24,5 года) в шкале ценностей преобладают «здоровье, физическое и психическое» и «счастливая семейная жизнь». Половина респондентов определила ценность «материальная обеспеченность» на 2,4 место. «Здоровье других людей» заняло 11,7 место, на 10,5 место поставлена респондентами «забота о безопасности жизни и здоровья людей». Столь важная инструментальная ценность, как «ответственность», занимает 6,4 место у молодых рабочих (в целом у рабочих обоих поколений – 9 место). Для рабочих зрелого возраста «самоконтроль и дисциплина» в иерархии ценностей занимает 10,5 место, а умение принимать обдуманные решения – лишь 12,9 место. Эти же позиции молодые рабочие ставят, соответственно, на 7 и 4,2 место.

Выводы

Их сформулировала Л.А.Байкова: «Во-первых, диагностика ценностных ориентаций показала, что респонденты в основном заинтересованы в решении личных проблем, здоровье, материальной обеспеченности и счастливой семейной жизни. Не являются приоритетными такие ценности, как «здоровье и жизнь других людей» и «забота о безопасности жизни и здоровье людей». В этом установлено сходство двух разных возрастных групп рабочих. Отсутствие ценности человеческой жизни и ее безопасности в системе приоритетных ценностей мировоззрения обрекает любую производственную деятельность на постоянно существующие риски возникновения критических ситуаций, влекущих за собой порой даже техногенные катастрофы. В частности, пренебрежение техникой безопасности обусловлено, прежде всего, отсутствием в ментальности работника производства установки на создание безопасного для здоровья и жизни пространства. Во-вторых, установлено, что такие ценности, как ответственность, дисциплина, самоконтроль, не занимают у работников первые пять приоритетных мест. Это говорит о сложной ситуации на производстве, об участии в трудовой деятельности субъектов, слабо понимающих, какую опасность они создают для окружающих своим пренебрежением к трудовой дисциплине. Таким образом, результаты нашего исследования говорят о недостаточной профессиональной подготовке рабочих специалистов в сфере нравственного развития, в формировании личностно-социальных компетенций, то есть о неспособности (во многих случаях) применять знания, навыки, умения, личные качества для успешной производственной деятельности».

Проблемы

Продолжает Л.А.Байкова: «Исследование показало, что, к сожалению, рабочие как старшего, так и молодого возраста не рассматривают свою профессиональную деятельность как средство личностного саморазвития, самосовершенствования. Их не заботит состояние производства. Для них работа – лишь источник получения денег для удовлетворения потребностей, лежащих вне профессиональной сферы. Профессиональная подготовка рабочих слабо решает проблему формирования ценностных ориентаций личности работника и доминирующих трудовых мотивов, направленных на развитие производства, его совершенствование. Среди респондентов невелик процент работников, имеющих профессиональный тип трудовой мотивации, который характеризуется заинтересованностью в содержании работы и в сложности трудового задания, в получении профессионального признания, стремлением повышать свою квалификацию, не стоять на месте в профессиональном росте. Преобладает инструментальный тип трудовой мотивации, который не побуждает рабочего к творчеству и ответственности в трудовой деятельности, превращает работника в равнодушного исполнителя, не стимулирует его новаторскую или креативную деятельность».

Компетентное мнение

Среди рабочих невелика прослойка специалистов среднего возраста, не говоря уже о молодых людях. Тому есть объяснение. Раньше ориентация на рабочие профессии начиналась еще в школе. Вспомним, к примеру, опыт работы школьных производственных участков. Некоторые из них имели прописку не только непосредственно в стенах учебного заведения, но на промышленных предприятиях, где опекали учеников наставники из числа лучших рабочих, мастеров. В почете были семейные рабочие династии. А что теперь? Вот мнение Л.А.Байковой: «Связь школы с производством ушла в небытие. Мы потеряли этот ценный пласт работы. И сейчас мы имеем, я бы сказала, ущербную профориентацию и в начальном, и – как следствие – в среднем звене. Получилось, что большинство учителей не в курсе, какие рабочие профессии могут заинтересовать выпускников, а ведь список таких современных профессий вариативен и разнообразен. Но не хватает информации. Нет каталога востребованных рабочих профессий в регионе, в областном центре. А ведь в нем могут и должны быть описания этих профессий, компетенций, которые требуются, перспективы профессионального роста. Нет четкой системы преемственности среднего профессионального образования и высшего. Еще один важный момент: отслужив в армии, молодой человек должен иметь право прямого зачисления в среднее специальное заведение на бесплатной, разумеется, основе, на достойную стипендию. А все выпускники ПТУ, колледжей – гарантию трудоустройства. И, конечно, нужно рекламировать рабочие профессии, делать это по-современному, умно. Реформирование системы профессиональной подготовки рабочих кадров назрело. Осталось определиться с приоритетами и перейти к делу».

Избавиться
от «ножниц спроса»
В нынешней экономической ситуации очевидны реальные «ножницы спроса». Существующая система подготовки кадров дает 70 процентов специалистов с высшим образованием, 20 процентов – со средним профобразованием и 10 процентов – с начальным профессиональным. Требования рынка иные: 20 процентов – выпускники вузов, 80 процентов – специалисты, имеющие начальное и среднее профобразование.
Эти цифры недавно прозвучали на заседании Госсовета, которое провел Президент. Дмитрий Медведев подчеркнул, что начальная и средняя профессиональная подготовка кадров должна войти в национальный проект «Образование», «иначе будем жить в технологически отсталом обществе».
Экономике России нужны квалифицированные рабочие кадры. Они более востребованы, чем некоторые специалисты с высшим образованием. Рабочая профессия может дать возможность зарабатывать хорошие деньги, однако престиж ее низок, а образ рабочего непривлекателен. Родители традиционно пугают своих чад: «Будешь плохо учиться – пойдешь в ПТУ». Понятно, что нужно переломить негативную тенденцию, сделав так, чтобы человек, выбравший рабочую профессию, не остался внакладе ни материально, ни морально.
Но чтобы исправить пробел и двинуться вперед, необходимо уяснить, каков же он есть, не книжный, не киношный, а взятый из гущи жизни рабочий человек в интерьере ХХI века. Каковы его ценностные и смысложизненные ориентации, лежащие в основе мотивации профессиональной деятельности, мировоззренческие установки? Значимые штрихи к портрету современного рабочего обозначило исследование, проведенное институтом психологии, педагогики и социальной работы РГУ, объектом которого стали работники различных предприятий и организаций Рязани и Рязанской области. Были выделены две возрастные группы: зрелое поколение и молодые работники.
Штрихи
к портрету
Рассказывает директор института, доктор педагогических наук, профессор Лариса Анатольевна Байкова: «К молодому поколению были отнесены работники, чья система ценностных ориентаций подвергалась влиянию перестроечных процессов конца 80-х и в переломные для российского общества 90-е годы ХХ века. Тогда происходил переход к новым социально-экономическим отношениям. Он сопровождался пересмотром старых советских идеологических стереотипов, резким сломом советских нравственных ценностей и переходом к ценностям, продиктованным требованиями рыночных капиталистических отношений. Это работники 1977-1978 годов рождения и более позднего.
К зрелому поколению отнесены работники, чье мировоззрение формировалось в условиях социалистических производственных отношений, декларировавших такие ценности, как «производственная дисциплина», «труд на благо общества», «коллективизм». Мы ставили перед собой задачу определить доминирующие ценностные ориентации работников производства двух возрастных групп».
Анализ результатов показал, что у работников зрелого поколения (у 70 процентов) главенствует такая ценность, как «здоровье, физическое и психическое. На втором месте «счастливая семейная жизнь», на третьем – «материальная обеспеченность», четвертое место занимает «интересная работа». В то же время такая ценность, как «здоровье других людей», занимает 11,7 место среди предложенных 18 ценностей, а «забота о безопасности жизни и здоровья людей» стоит на 11,5 месте.
У 72 процентов молодых работников (средний возраст 24,5 года) в шкале ценностей преобладают «здоровье, физическое и психическое» и «счастливая семейная жизнь». Половина респондентов определила ценность «материальная обеспеченность» на 2,4 место. «Здоровье других людей» заняло 11,7 место, на 10,5 место поставлена респондентами «забота о безопасности жизни и здоровья людей». Столь важная инструментальная ценность, как «ответственность», занимает 6,4 место у молодых рабочих (в целом у рабочих обоих поколений – 9 место).
Для рабочих зрелого возраста «самоконтроль и дисциплина» в иерархии ценностей занимает 10,5 место, а умение принимать обдуманные решения – лишь 12,9 место. Эти же позиции молодые рабочие ставят, соответственно, на 7 и 4,2 место.
Выводы
Их сформулировала Л.А.Байкова: «Во-первых, диагностика ценностных ориентаций показала, что респонденты в основном заинтересованы в решении личных проблем, здоровье, материальной обеспеченности и счастливой семейной жизни. Не являются приоритетными такие ценности, как «здоровье и жизнь других людей» и «забота о безопасности жизни и здоровье людей». В этом установлено сходство двух разных возрастных групп рабочих. Отсутствие ценности человеческой жизни и ее безопасности в системе приоритетных ценностей мировоззрения обрекает любую производственную деятельность на постоянно существующие риски возникновения критических ситуаций, влекущих за собой порой даже техногенные катастрофы. В частности, пренебрежение техникой безопасности обусловлено, прежде всего, отсутствием в ментальности работника производства установки на создание безопасного для здоровья и жизни пространства.
Во-вторых, установлено, что такие ценности, как ответственность, дисциплина, самоконтроль, не занимают у работников первые пять приоритетных мест. Это говорит о сложной ситуации на производстве, об участии в трудовой деятельности субъектов, слабо понимающих, какую опасность они создают для окружающих своим пренебрежением к трудовой дисциплине.
Таким образом, результаты нашего исследования говорят о недостаточной профессиональной подготовке рабочих специалистов в сфере нравственного развития, в формировании личностно-социальных компетенций, то есть о неспособности (во многих случаях) применять знания, навыки, умения, личные качества для успешной производственной деятельности».
Проблемы
Продолжает Л.А.Байкова: «Исследование показало, что, к сожалению, рабочие как старшего, так и молодого возраста не рассматривают свою профессиональную деятельность как средство личностного саморазвития, самосовершенствования. Их не заботит состояние производства. Для них работа – лишь источник получения денег для удовлетворения потребностей, лежащих вне профессиональной сферы.
Профессиональная подготовка рабочих слабо решает проблему формирования ценностных ориентаций личности работника и доминирующих трудовых мотивов, направленных на развитие производства, его совершенствование.
Среди респондентов невелик процент работников, имеющих профессиональный тип трудовой мотивации, который характеризуется заинтересованностью в содержании работы и в сложности трудового задания, в получении профессионального признания, стремлением повышать свою квалификацию, не стоять на месте в профессиональном росте. Преобладает инструментальный тип трудовой мотивации, который не побуждает рабочего к творчеству и ответственности в трудовой деятельности, превращает работника в равнодушного исполнителя, не стимулирует его новаторскую или креативную деятельность».
Компетентное мнение
Среди рабочих  невелика прослойка специалистов среднего возраста, не говоря уже о молодых людях. Тому есть объяснение. Раньше ориентация на рабочие профессии начиналась еще в школе. Вспомним, к примеру, опыт работы школьных производственных участков. Некоторые из них имели прописку не только непосредственно в стенах учебного заведения, но на промышленных предприятиях, где опекали учеников наставники из числа лучших рабочих, мастеров. В почете были семейные рабочие династии. А что теперь?
Вот мнение Л.А.Байковой: «Связь школы с производством ушла в небытие. Мы потеряли этот ценный пласт работы. И сейчас мы имеем, я бы сказала, ущербную профориентацию и в начальном, и – как следствие – в среднем звене. Получилось, что большинство учителей не в курсе, какие рабочие профессии могут заинтересовать выпускников, а ведь список таких современных профессий вариативен и разнообразен.
Но не хватает информации. Нет каталога востребованных рабочих профессий в регионе, в областном центре. А ведь в нем могут и должны быть описания этих профессий, компетенций, которые требуются, перспективы профессионального роста. Нет четкой системы преемственности среднего профессионального образования и высшего.
Еще один важный момент: отслужив в армии, молодой человек должен иметь право прямого зачисления в среднее специальное заведение на бесплатной, разумеется, основе,  на достойную стипендию. А все выпускники ПТУ, колледжей – гарантию трудоустройства. И, конечно, нужно рекламировать рабочие профессии, делать это по-современному, умно.
Реформирование системы профессиональной подготовки рабочих кадров назрело. Осталось определиться с приоритетами и перейти к делу».

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 169 (3720) от 08 сентября 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Социальный ГЛОНАСС в Рязани

Огонь. Беда. Забота. Общие для всех

Единовременные выплаты мамам возобновлены

III Петербургский международный инновационный форум
Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Рязанской области информирует о том, что с 28 сентября по 1 октября в Санкт-Петербурге, в Выставочном комплексе «Ленэкспо», ...
Собственная информация
SOS или не SOS?
В нашу редакцию пришло письмо. Весьма тревожного содержания, скажем прямо. Жительница Рязани Галина Селиверстова, на лето приезжающая в поселок Сынтул Касимовского района, выразила ...
Людмила Иванова
Читайте в этом номере: