Более полувека Рязанский институт Университета машиностроения (МАМИ) готовит высококвалифицированных специалистов для различных предприятий рязанского региона. Институт, больше известный как «Политех», – один из авторитетных технических вузов Центрального региона. Весь процесс обучения ведется при активном сотрудничестве с предприятиями – заказчиками инженерных кадров. О том, как институт отвечает на запросы сегодняшнего дня, мы беседуем с директором института, доктором технических наук, профессором Игорем Александровичем Мурогом.
Р.В. – Игорь Александрович! Считается, что рязанский «Политех» – особенный институт уже потому, что многие руководители предприятий и организаций региона получили здесь дипломы о высшем образовании. А в чем, на ваш взгляд, уникальность вуза?
И.М. – Принципиальных отличий от других вузов в подготовке кадров нет, но особенность «Политеха» в том, что здесь готовится, что называется, «штучный товар». Выпускники в кратчайшие сроки приносят предприятию, на которое пришли работать, ощутимую отдачу. Не секрет, что для организации и эффективного ведения производства на предприятиях приобретают высокопроизводительное и наукоемкое оборудование, стоимость которого соизмерима, а зачастую и превышает стоимость подготовки специалиста. Работодатель, принимая на работу выпускника, видит в нем, прежде всего, этот самый «штучный товар», а не результаты «поточного производства». Именно поэтому мы уделяем особое внимание владению инновационными и компьютерными технологиями, без которых немыслим процесс проектирования и производства на любом машиностроительном предприятии, в любой строительной организации. Подготовка ведется в тесном контакте с предприятием, где будет работать молодой специалист, что позволяет уже на стадии обучения ознакомиться с особенностями производства и получить необходимый производственный опыт. Этому способствует и организация производственной практики, процессов курсового и дипломного проектирования, активное привлечение студентов в процессе обучения к научно-исследовательской работе, освоение рабочих профессий.
Р.В. – Задача любого вуза – не только выпуск высококвалифицированных специалистов, но и их адаптация к реальным условиям, требованиям производства. Как она решается в «Политехе»?
И.М. – Скажем, на машиностроительном факультете действует многофункциональная система подготовки специалистов, которая не только создает условия для приобретения знаний и навыков, но и обеспечивает быструю адаптацию специалистов к реальным условиям и требованиям современного промышленного производства. Кстати, институт заключил с полутора десятком машиностроительных и приборостроительных заводов города долгосрочные договоры о целенаправленной подготовке специалистов путем стажировки студентов на предприятиях вплоть до защиты ими выпускной работы.
На предприятии студент находится до конца учебы в вузе. Он проходит там все последующие практики и выполняет выпускную работу по тематике и в интересах этого предприятия. Вся подготовка направлена на то, чтобы выпускник на производстве почувствовал свою значимость и начал приносить пользу при минимальном сроке адаптации. Совсем не случайно студенты Д. Колобаев, Н. Липатова, С. Липатов, М. Кисляков, С. Волков через год работы были представлены предприятиями на всероссийский конкурс «Инженер года» и стали победителями в номинации «Инженерное искусство молодых». Их фамилии золотыми буквами выгравированы в зале инженерной славы Дворца инженеров России.
Р.В. – Что нового появилось в учебном процессе?
И.М. – Вуз совершенствует качество подготовки специалистов и систему воспитательной работы. Здесь воспитывают даже стены института. Его главный корпус находится в здании бывшей Первой мужской гимназии города Рязани, связанного с именами К.Э. Циолковского, основателя российского инженерного образования А.С. Ершова, поэта Я.П. Полонского и других талантливых творческих людей – ученых, инженеров, изобретателей, художников, литераторов, педагогов. Заключен договор в сфере воспитания с Рязанской епархией.
Р.В. – Бич современной системы образования – несоответствие между тем, что преподается студентам, и тем, что нужно отрасли. Как вам удалось решить эту проблему?
И.М. – Например, на машиностроительном факультете стремятся дать именно те знания, которые необходимы специалистам для активного участия в процессе технического перевооружения. Преподавательский состав подобран так, что основные дисциплины ведут преподаватели с большим производственным стажем. Организовано ежегодное посещение студентами и преподавателями Московской международной выставки «Металлообработка», на которой демонстрируются новейшие достижения в области машиностроения. Многие студенты стажируются на рязанских предприятиях, для остальных – организуем экскурсии. На младших курсах проводим обучение студентов рабочим профессиям токарей и операторов станков с ЧПУ с получением ими соответствующего удостоверения, что помогает им узнать свою профессию изнутри.
Нам удалось восстановить систему наставничества с привлечением сотрудников предприятий. Работа заводского наставника со студентом продолжается вплоть до выпуска его из вуза, а на завершающем этапе он становится руководителем дипломного проектирования. С каждым годом число наставников увеличивается.
Разработана и в течение многих лет действует оправдавшая себя так называемая система сквозного дипломного проектирования. В последние годы обучения студент творчески выполняет по тематике своей будущей выпускной работы индивидуальные задания по всем учебным дисциплинам. Сквозное проектирование побуждает студента к творчеству и учит самостоятельной работе.
В институте действует полтора десятка специализированных компьютерных лабораторий, оснащенных современной техникой и современными программными продуктами. Для машиностроителей выбран отечественный лицензионный комплекс, который объединяет программы для трехмерного проектирования, модули подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ и инженерных расчетов. Именно сочетание компьютерной подготовки и хорошей машиностроительной школы делают наших выпускников подготовленными и востребованными для работы на машиностроительных предприятиях региона.
Р.В. – Кафедры рязанского «Политеха» связаны с архитектурно-строительным направлением подготовки специалистов. Это уникальная ниша, которой до сих пор не было в МАМИ. Какие здесь открываются перспективы?
И.М. – С 2001 года в институте открыта специальность «Промышленное и гражданское строительство», спустя четыре года при поддержке Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области – специальность «Архитектура и градостроительство». Специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция» и «Производственный менеджмент в строительстве» открыты при поддержке предприятий и организаций строительной отрасли и администрации региона. В 2011 году возникла необходимость открыть и такую специальность, как «Строительство уникальных зданий и сооружений», а затем и «Производство и применение строительных материалов, изделий и конструкций» по направлению подготовки академического бакалавриата «Строительство». Кроме того, в институте организовано дополнительное профессиональное трудовое обучение и воспитание студентов. По договору с отделением начального профессионального обучения Рязанского строительного колледжа студенты-строители получают необходимые стройкам города рабочие профессии – «мастер общестроительных работ», квалификации «каменщик» и «штукатур». Все расходы на дополнительное трудовое обучение несет институт. Студентам присваивается третий квалификационный разряд с вручением удостоверений, которые дают им право работать по полученной профессии и специальности в летний период, помогают глубже понять свою профессию и строительное производство и пройти все этапы обучения – от рабочего до инженера, руководителя трудового коллектива.
Полученные навыки студенты-строители успешно применяют, работая в летних строительных отрядах на стройках Рязани и области, тем самым восполняя нехватку квалифицированных рабочих кадров и получая возможность заработать. Например, только одна студенческая бригада каменщиков из семи человек за полтора месяца выполнила строительно-монтажные работы на сумму более 450 тыс. рублей. Таким образом, можно говорить о том, что система подготовки строителей в рязанском «Политехе» обеспечивает формирование всех компетенций, необходимых современному, успешному, востребованному, высокопрофессиональному инженеру. И это важно не только для молодого специалиста и его будущей карьеры, но и для всего региона.
Об инженерно-архитектурной школе хочется сказать особо. Несмотря на молодость, кафедра успешно подтверждает свой высокий статус, занимая пьедестал почета в самых разных конкурсах. На VIII Всероссийском конкурсе инженерно-архитектурных школ в Волгограде, состоявшемся в апреле 2015 года, дипломные проекты выпускников собрали целый «букет» наград, и впервые мы заняли 2 командное место.
Р.В. – Какая роль отводится в вузе молодежному центру? Каковы его задачи?
И.М. – Цель такова: создать необходимые организационно-методические условия для проведения инновационной деятельности, конкурсной и грантовой работы школьников г. Рязани, студентов и молодых ученых не только рязанского института, но и области. Он также призван сформировать кадровый и научный потенциала региона по направлениям подготовки, по которым «Политех» осуществляет обучение бакалавров и специалистов. Молодежный инновационный центр будет взаимодействовать с другими подразделениями головного вуза по вопросам хозяйственной, производственной деятельности, а также по вопросам разработки нормативной документации, будет иметь свою материальную базу. Руководство университета машиностроения активно поддерживает нас и помогает с приобретением современных компьютеров. Мы ведем активную работу со школами г. Рязани по привлечению талантливой молодежи в Молодежный инновационный центр.
Р.В. – Что делается в институте для того, чтобы учеба была не только продуктивной, но интересной и способствовала личностному и профессиональному росту?
И.М. – В институте работают клубы, кружки, объединения по интересам. Например, вокальная студия «Камертон», хореографический коллектив «Контраст» побеждают в международных, межрегиональных конкурсах, фестивалях. Активно работает студенческое самоуправление, студенческие отряды разных направлений. Туристический клуб «Колумб» – участник и неоднократный победитель соревнований по туризму и спорту. Студенческие футбольная, баскетбольная команды участвуют в областных соревнованиях, проводятся чемпионаты вуза по баскетболу, волейболу, теннису, бадминтону, нетрадиционным видам спорта. Студенты института посещают тренажерный зал, бассейн, Ледовый дворец. В конкурсе «Мисс Студенчество» студентка архитектурного факультета Александра Аверина получила почетное звание второй вице-мисс. Проводятся смотры-конкурсы «Лучшая студенческая группа года», где предусмотрены различные номинации, охватывающие учебный, научный, творческий процессы. Победители награждаются ценными подарками и экскурсионными поездками по историческим центрам России, лучшие студенты – бесплатными путевками на курорты Черноморского побережья. Как видите, в этом плане ведется активная работа. Мы делаем (и будем делать) все возможное, чтобы из стен института выходили высококвалифицированные специалисты, необходимые для Рязанской области.