Читатели, наверное, по заголовку поняли, что речь пойдет о рекламном ролике, который сейчас прокручивают «в телевизоре» по нескольку раз в день. Там после «заклинаний» типа – ты сильный, добрый, умный, верный (как жена декабриста) на экране всплывают величественные буквы с названием оператора связи.
Сколько раз вижу этот ролик, столько и пытаюсь понять, что сие означает? Что только такой сверхдостойнейший человек достоин подключиться к данной сетевой компании?.. Гм, гм
«А нечего «гмыкать», – скажут мне. – Все давно даже ежу понятно. Ведь купилась на «жену декабриста»? Купилась. Теперь если будешь выбирать оператора для своего мобильника, то прежде всего вспомнишь рекламу».
Между прочим, я давно пользуюсь услугами этой компании, за что несколько раз получала благодарственные эсэмэски. Но когда в тебя постоянно словно бы вбивают одно и то же и довольно настойчиво, это начинает казаться издевательством. Примеров тому тьма: чай под Пушкина, супчик под Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского…
Но делать нечего, надо терпеть. Сколько лет прошло с той поры, как теледива с блестящим шариком в руках произнесла название банка? Вот с той поры и терпим. Ворчим на рекламу, как на поле, заросшее сорняком, а выполоть нельзя: это как покушение на один из рыночных принципов, едва ли не посягательство на государственное устройство!
«Но реклама подчас нарушает права человека, – вспомнила моя приятельница еще одну «священную корову» нашего времени. – Например, я, садясь в троллейбусе у окна, хочу полюбоваться видами за стеклом, а оно залеплено рекламой строительной компании».
Кто бы спросил нас, что мы хотим лицезреть за окном! Уверена, мало кому пожелалось бы видеть развешанные всюду табло с лицами бывших кавээнщиков, которые мы только что «пригасили» на телеэкранах. «Тариф, акция, купи, продай», – человек, по мысли творцов рекламы, должен пребывать в этом постоянно. Не слишком ли?
В деревне у меня нет телевизора, и можно, как кажется, от рекламной суеты отдохнуть. Включаю радиоприемник, настраиваюсь на самый уважаемый канал «Радио России»… В общем и целом он, на мой взгляд, оправдывает такое о себе представление, здесь много интересных, содержательных передач, и со слушателями говорят достаточно серьезно – в отличие, например, от «Маяка»… Но сколько разных «коленцев», «ужимок и прыжков» приходится претерпевать, прежде чем донесется до тебя: «В эфире – «Радио России»! По-видимому, считают на канале, ну, никак нельзя сказать эти слова «в простоте». А ведь за время «ужимок и прыжков» можно было бы дополнительную информацию сообщить.
Кстати, об этом и сказала однажды в прямом эфире «Радио России» слушательница. Но ее слова даже никак не прокомментировали: мол, ничего не понимает тетка.
Понимать тут следует одно: реклама выгодна тем, кто ее изготовляет и использует – иначе она и не делалась бы. А значит, интерес потребительский к ней есть, несмотря на то, что многие из нас держат в голове слова Райкина: «Дурят нашего брата, ой, дурят». С некоторых пор мне кажется, что к такому убеждению приходит сейчас все больше людей. Но это – содержательная сторона, о чем говорилось в начале данной колонки – проблема рекламщиков.
Хочется далее сказать вот о чем: неправда, что рекламу нельзя, как нам иногда кажется, «пропалывать». «Большой» пример тому, как это сделали в Москве. «Малый» – как мы боролись с излишками рекламы в своем подъезде и добились своего.