21:12 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
1625

Негаснущая память

Спустя шестьдесят с лишним лет стало известно место захоронения солдата

«Младший лейтенант Алексей Яковлевич Матыкин погиб 30 сентября 1943 года около д. Шатилово Руднянского района Смоленской области, перезахоронен в братскую могилу №9, которая расположена юго-восточнее д. Распопы Кляриновского сельского поселения Руднянского района. В 1953 году в братскую могилу перенесены останки погибших воинов из деревень Боярщина, Дуброво, Змеевище, Распопы, Сельце, Теляпни, Хохлы, Шатилово, Шапки. Младший лейтенант А.Я. Матыкин занесен в памятный альбом в отделе военного комиссариата Смоленской области по Руднянскому району под номером 229». Такое сообщение пришло в Рязань спустя много лет.

Более шестидесяти лет родные и близкие ничего не знали о судьбе Алексея Яковлевича Матыкина, уроженца села Лесная Слобода Шацкого района. Куда только не обращались его племянницы – председатель профкома МП «Водоканал г. Рязани» Людмила Иванова и сотрудник министерства образования области Ирина Кашкарова. И всякий раз был один ответ: «Место захоронения неизвестно». Но женщины не опускали руки и продолжали искать своего погибшего родственника. Искать, чтобы поклониться его праху, восстановить историю семьи, а в День Победы зажечь свечу и помянуть добрым словом солдата, отдавшего жизнь за свою Родину.

…Алексею Матыкину было семнадцать, когда началась война. Лесная Слобода тогда еще Каверинского района жила небогато. Денег в колхозе в то время не платили. Люди работали за трудодни или, как еще говорили в народе, за палочки. В конце года на эти палочки что-то получали: зерно, овощи или фрукты. И совсем не важно, сколько было в семье ртов. Все зависело от того, сколько было «палочек».

На столе не было разносолов, порой и картошку ели не вдоволь. Бывало такое, что ближе к весне картошку чистили так, чтобы верхний ее слой можно потом посадить в землю. Выручала корова. Краюха хлеба да кружка молока – вот и вся еда. Да еще что в огороде вырастет. И ничего: все шестеро детей Матыкиных росли здоровыми, трудолюбивыми, хорошо учились и помогали друг другу. Никто из младших не стеснялся донашивать одежду и обувь за старшими.

Алексей как раз и был старшим в семье. По воспоминаниям родственников, парень был на редкость работящим, настоящим помощником матери. Отец, как и многие другие слободские мужики, ушел на фронт. Вся тяжелая работа легла на плечи старшего сына. Мать жалела его, но понимала, что одной ей такую ораву не потянуть. Евдокии Егоровне соседки не раз говорили, что парню учиться бы надо. Все в округе замечали, что у него был удивительно умный взгляд и недетская мудрость в глазах. Но в Лесной Слободе об учебе мало кто тогда думал. Выжить бы. Люди надеялись, что война скоро закончится, вернутся домой мужья, сыновья, братья, и заживут они прежней мирной жизнью. Вот тогда можно и об учебе подумать.

Алексей Матыкин, как и другие его сверстники, рвался на фронт. В Касимове он успешно окончил школу младших лейтенантов, и в неполных девятнадцать лет оказался в Смоленской области. Война прокатилась по Смоленщине смертельными жерновами. Здесь шли ожесточенные бои. Поселки, райцентры были стерты с лица земли. Многие деревни сжигали вместе с жителями. Тысячи советских солдат сложили здесь свои головы. Здешняя земля буквально пропитана их кровью. Немцы сожгли почти 250 тысяч домов. Смоленщина стала территорией, где наши войска понесли самые тяжелые потери. О этом написал поэт Михаил Исаковский в 1945 году: «Враги сожгли родную хату, сгубили всю ею семью».

Незадолго до окончания войны вернулся в Лесную Слободу Яков Никифорович Матыкин с орденом Славы третьей степени на груди и с серьезным ранением. Пуля навсегда засела в легком и время от времени напоминала о себе. Долго не было известий от Алексея, пока не пришла на него похоронка. «Младший лейтенант Матыкин Алексей Яковлевич, уроженец Рязанской области, Каверинского района, д. Лесная Слобода, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 30 сентября 1943 года. Похоронен возле д. Шатилово Понизовского района Смоленской области». Мать почернела от горя. «Знать бы, где это место, – вздыхала Евдокия Егоровна, – пешком бы пошла, чтобы навестить любимого сыночка и поплакать на его могиле». Еще когда ее Алексей учился в Касимове, она за 150 километров ходила пешком и столько же обратно, только чтобы его увидеть и покормить.

И вот его не стало. Мать все слезы выплакала, но узнать место, где похоронен ее Алешка, так и не смогла. В 1945 году в семье Матыкиных родился сын. Его назвали Алексеем, в честь погибшего брата. Материнская боль вроде и отступила, но не ушла. Бывало, возьмет Евдокия Егоровна в руки похоронку и голосит на всю избу, причитая, мол, другие вернулись, пусть и калеками, детей нарожали. А ее старшенький ничего хорошего в жизни не увидел. Не успел. В такие моменты она оплакивала свою судьбу и судьбу своей страны, на которую напали проклятые немцы, отнявшие у нее сына. Так было до тех пор, пока эту бумажку с извещением не сожгли. Но и после, до самого своего последнего часа, она надеялась, что когда-нибудь поедет к своему первенцу. Умерла Евдокия Егоровна Матыкина двадцать лет назад, воспитав детей и пятнадцать внуков. Из семейного архива практически ничего не сохранилось. Как рассказывают, в свое время в Лесной Слободе случился большой пожар. Сгорело все: дома, имущество. Теперь и живых свидетелей не осталось. Раиса Яковлевна Манина (в девичестве Матыкина) была в семье третьим ребенком и хорошо помнила своего старшего брата. Рассказывала, что до сих пор неизвестно место его захоронения. Она и начала поиски.

«В книге учета официального состава 730-го стрелкового полка 204-й стрелковой дивизии за 1943 г. значился командир взвода 50 мм миномета мл. лейтенант Матыкин Алексей Яковлевич. В полк прибыл из ОЛ.К. 20 Арм. В должности ком. взвода ПТФ 43 мех. бригады 16 августа 1943, убит 30.09.1943 г.», – говорилось в соообщении.

В братской могиле захоронены еще 243 воина, принимавшие участие в освобождении от гитлеровских захватчиков Руднянского района и павшие смертью храбрых в боях за Родину. Братская могила, где захоронен Алексей Яковлевич Матыкин, отнесена к объектам исторического и культурного наследия регионального значения. В знак глубочайшего уважения к памяти погибших на ратных могилах – венки и цветы. Так, спустя много лет рязанец Алексей Матыкин «вернулся» на родину. Вернулся, чтобы сказать потомкам, как они любили свою Родину, свой народ. Любили и защищали.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 107 (4901) от 18 июня 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Для удобства водителей
В Рязани реализован еще один проект в сфере дорожного строительства
Валентина Севостьянова
Круг года
Праздник с таким названием прошел в Шереметьево-Песоченском детском доме
Валентина Севостьянова
Читайте в этом номере: