Цветы – знак любви. Дамы издавна привыкли получать эту благоухающую красоту от восторженных кавалеров. Но в этой романтической идиллии сегодня не обойтись без флориста. Ярослав Сущенко вот уже второй год соединяет сердца влюбленных цветочными узами. Он рассказал нашему корреспонденту о своем малом бизнесе и дал возможность постоять за прилавком.
Два магазина хорошо, а три лучше
Магазин Ярослава удивляет буквально с порога, но не ярким фасадом, а своим расположением точь-в-точь между двумя палатками цветов, принадлежащих ветеранам данного бизнеса.
– Почему вы переехали на место, где столько конкурентов? – спрашиваю я у хозяина.
– Раз здесь уже есть несколько точек, это прибыльный район, да и переманить клиентов проще, чем зазывать новых, – объясняет предприниматель. – Соперничество подстегивает и всегда заставляет работать лучше.
Правда, конкуренция приносит не только плюсы. Так, 1 сентября кто-то запенил замочную скважину и дверь магазина. Но Ярославу все-таки удалось войти внутрь и приступить к работе, ведь праздничные и выходные дни – одни из самых прибыльных. Выручка зависит и от погоды. Сегодня на улице дождь, поэтому клиентов мало.
Свободное время мы с Ярославом решаем занять уходом за цветами: опрыскиваем их, не задевая бутоны, а потом отпаиваем только что привезенные розы из Эквадора. Для этого подрезаем и ставим их прямо в коробке в воду на сутки. Ведь чтобы цветы выдержали длительную транспортировку в банчах без живительной влаги, их обрабатывают специальным газом, охлаждают и делают перкулинг (помещают в специальные газовые камеры) при температуре +2° С. Благодаря таким манипуляциям цветы попадают в Россию свежие.
Ботаник-самоучка
Ярослав – большой романтик, высокий мускулистый бизнесмен с бородой. Любит фильмы о космосе и мечтает создать вечный двигатель, основываясь на законах гидродинамики. Он получил диплом инженера-строителя автомобильных дорог, но, поработав по профессии, понял, что хочет открыть свое дело. Цветы – это востребованный товар во все времена, поэтому Ярослав решил заняться флористикой. У него уже было три готовых мастера: его мама, сестра и жена. Все они имели опыт работы в этой сфере.
– Многие говорят, что цветы – это банальность, но все равно покупают. Какая девушка не захочет в подарок 101 розу? Ведь любуясь букетом, ты сливаешься с ним, питаешься его энергетикой и получаешь огромное наслаждение, – говорит Ярослав. – Это очень рентабельный бизнес. Но самое главное – мы получаем удовлетворение и творчески развиваемся. Улыбки клиентов каждый день доказывают нам, что мы трудимся не зря.
Три оттенка клиентов
В магазин стремительно входит мужчина с седыми бровями в простой черной куртке. Он останавливает свой взгляд на розах и просит дать ему одну белую. Ярослав называет таких клиентов экономными: они либо ограничены в средствах, либо пока не встретили настоящую любовь. Пока я заворачиваю розу в слюду, у мужчины несколько раз звонит телефон. С непривычки я неудачно зажимаю степлер, скрепа застревает и образует неэстетичную дырку.
– Флорист должен все делать быстро, – подгоняет меня Ярослав и ловко скручивает бантик, чтобы помочь мне закрыть некрасивое отверстие, степлер он мне теперь не доверяет.
Дама сердца нашего клиента уже подошла, и ему ничего не остается, как пригласить ее в магазин со словами: «Девочка еще учится, подождем, пускай спокойно закончит». Сюрприз испорчен.
Второй клиент, который заходит в магазин, по классификации Ярослава, относится к категории «кто не смотрит на цены». Посетитель выбирает несколько минут, а потом просит меня собрать в букет синюю, фиолетовую, бордовую и белую веточки кустовых хризантем, также красную, розовую, желтую и оранжевую герберу и три каллы. Похоже, именно этот покупатель не обращает внимание не только на цены, но и на сочетание красок. Я пытаюсь разместить цветы в букете гармонично, но потом понимаю, что это бесполезно, и просто собираю пеструю феерию, из которой причудливо выглядывают три белых колокольчика калл.
– Может, завернем букет в простой пергамент? – пытается спасти ситуацию красочного бунта Ярослав.
– Нет, нужно что-то поярче, давайте попробуем кислотно-желтую сеточку, – не поддается клиент.
– Любите яркие эксперименты? – спрашиваю я.
– Не я, а моя вторая половинка, – грустно вздыхает покупатель.
Через три минуты он выходит на серую дождливую улицу с красочным фейерверком цветов в руках.
– Я такой букет никогда бы не подарил, – смеется Ярослав.
Наконец, появляется третий тип клиентов – «любящие творческий подход». Представитель данной группы красавчик Костя – постоянный гость магазина. Он покупал цветы, конфеты, букеты из чупа-чупсов и всегда старался заказать что-то особенное. Но самый необычный запрос поступил от Кости перед помолвкой: «Я хочу спуститься с крыши до восьмого этажа на балкон к любимой с цветами, шампанским и обручальным кольцом!»
Безусловно, проще было бы подняться на кране, но не для Кости. Для выполнения такого задания Ярославу пришлось договориться с управляющей компанией дома и альпинистом, который провел инструктаж и правильно закрепил страховку. Костя-жених в целости и сохранности был доставлен на балкон к возлюбленной.
– У меня есть финансовая возможность, и я хочу делать милым сердцу людям действительно приятные и запоминающиеся подарки, а не приевшуюся банальщину, – отвечает самый креативный клиент цветочного магазина.
Этот романтичный поступок обещал дать начало красивой семейной жизни, но девушка отказалась от предложения руки и сердца. Тем не менее Костя не пал духом и продолжает искать вторую половинку. Для новой возлюбленной он заказал коробку, наполненную цветами и сладостями. Будем надеяться, что на этот раз Ярославу удастся помочь Косте обрести настоящее счастье.