Что же это за программа, участие в которой гарантирует ребенку не только призы и подарки, но и путешествие по Оке? Оказывается, уже десять лет областная детская библиотека в дни школьных каникул проводит целый цикл таких литературных мероприятий. В рамках программы летнего чтения сотрудники библиотеки готовят для юных читателей буклеты с заданиями, списки литературы, а также множество интересных конкурсов и викторин.
А дети, выполняя эти задания, пополняют свои конкурсные летние копилки. В сентябре же в библиотеке подводятся итоги и раздаются призы и награды: от дипломов и сувениров до приглашений в семейные центры развлечений. Но самая приятная награда – это прогулка по Оке. Во время путешествия ребята знакомятся, общаются и, конечно, веселятся.
Мы познакомились с участниками и победителями программы «Под шелест книжных страниц». И нас весьма заинтересовал четвероклассник Илья Макарихин из школы №55 г.Рязани. Он стал одним из лауреатов номинации «Благодарное человечество – соседям по планете». В ней участвовали самые маленькие читатели библиотеки. И среди множества присланных работ – рукописных книг, мягких игрушек и рассказов – явно выделялись произведения Ильи.
Я недаром назвал работы четвероклассника произведениями. Ну а как еще можно обозначить, например, придуманный им проект –
памятник динозаврам.
– Почему именно динозавру нужно поставить памятник? За что ему такая честь? – поинтересовались мы у разработчика проекта.
– А потому, – отвечает Илья, – что благодаря открытию динозавров Ричардом Оуэном в 1841 году человечество впервые открыло для себя удивительный и полный загадок окаменевший доисторический мир. За это динозаврам и можно поставить памятник.
– Так, это понятно. А чем знаменита рыбка гамбузия, которой ты тоже предлагаешь поставить памятник?
– Эта рыбка помогла победить малярию в Европе. Когда ее завезли из Америки, она уничтожила всех личинок малярийного комара, и страшная болезнь была побеждена, – последовал ответ юного естествоиспытателя.
Да, растет новое поколение, которая еще не раз удивит своих предшественников, подумали мы. И спросили маму Ильи Юлию Владимировну, как ей удалось воспитать столь начитанного ребенка?
«Вся наша семья очень любит читать. И я с самого раннего детства стала приучать сына к чтению. Мне кажется, что многие родители допускают ошибку, сразу начиная читать ребенку текст тех же сказок. А его необходимо вначале подготовить к чтению: показывать картинки, беседовать с ним о том, что он видит, просить пересказать содержание увиденного, а лишь потом наговаривать текст. И, конечно, начинать надо с литературы, изданной специально для малышей, особенно в советское время – это правильные, проверенные временем детские книжки».
Еще один лауреат программы – Павел Панферов, девятиклассник школы №55 из Рязани. Он стал абсолютным победителем в номинации «Я познаю мир» – для ребят, увлекающихся иностранными языками. Павел сумел за три летних месяца прочитать 33 книги на английском, немецком и французском языках. Это и словари, и художественная, и специальная литература.
Впрочем, предоставим слово самому Павлу:
«Этим летом я записался в библиотеку, и мне предложили поучаствовать в конкурсе. Меня это очень заинтересовало: я люблю языки. Чтение, безусловно, расширило кругозор, пополнило мой словарный запас.
Я заметил, что сейчас наибольшей популярностью среди моих сверстников пользуются экранизации. Как правило, после просмотра таких фильмов у многих возникает желание открыть книгу и сравнить ее с увиденным на экране. Поэтому нужно снимать как можно больше таких фильмов-экранизаций. Также нужно размещать рекламу книг в Интернете – тогда наверняка повысятся их рейтинги среди читателей.
Что касается аудиокниг, то мне лично больше нравится читать самому, чем слушать наговоренный кем-то текст. Мне это не очень интересно. И к электронным книгам отношусь с осторожностью – ведь они могут быть сокращены, в них могут добавить то, о чем даже не подозревает их автор».
Проблема детского чтения. Актуальность ее весьма высока: специалисты считают, что в последние годы в России чтение стало терять статус национальной культурной традиции, что уже повлекло снижение уровня грамотности россиян, особенно в молодежной среде.
Учителя, библиотекари, писатели, психологи уже давно говорят о том, что Интернет и телевизор поглощают все внимание ребенка. Ему уже не хватает времени и сил, чтобы сесть и почитать книжку, ведь программы усложняются, количество предметов в школе увеличивается.
Педагоги-словесники вообще считают, что изменилась сама структура чтения – дети не хотят читать так называемые сложные книги, «они постепенно утрачивают способность к сопереживанию, к сочувствию, утрачивают привычку к духовной работе».
К счастью, эта цитата не относится к детям, собравшимся на теплоходе «Рыжая жемчужина». Но тем не менее об этой проблеме говорилось и на рязанском теплоходе. Пока дети играли и веселились, взрослые размышляли на заданную тему.
Евгений Артамонов, поэт:
«Вы задаете мне вопрос, как привлечь детей к чтению книг? Я думаю, что все зависит не от детей, а от той социальной политики, которая проводится государством. Если бы у родителей было время на воспитание детей, они имели средства на покупку книг, а это весьма дорогостоящее удовольствие, то обязательно бы повысился интерес наших детей к литературе, к чтению.
Наша областная детская библиотека очень многое делает в этом плане: библиотекари идут в школы города Рязани, всячески пропагандируют книгу. Причем не ту макулатуру, что лежит на полках наших книжных супермаркетов, а настоящую литературу, которая учит ребенка доброму, вечному и прекрасному.
Я сам часто бываю с библиотекарями в школах, говорю с ребятами о рязанской литературе. Считаю, что лучшие детские книги должны поступать в школы бесплатно. Должна быть специальная государственная программа поддержки детского чтения».
С Евгением Артамоновым согласна Татьяна Окружная, директор областной детской библиотеки:
«Для того, чтобы дети больше читали, нужна соответствующая государственная политика и изменение отношения школы, родителей и всего общества к чтению. Библиотеки сейчас бьются за читающих детей. Мы делаем все для того, чтобы они как можно больше читали. Областная детская библиотека и Рязанское библиотечное общество победили в конкурсе на грант Президента. Проект называется «Книжное путешествие по рязанскому краю». Суть его в том, что библиотека приглашает известного детского писателя, как правило, из Москвы и везет его в какой-то район области.
Многие ребята вообще впервые в своей жизни могут увидеть на таких встречах «живого» писателя, пообщаться с ним, задать ему вопросы.
Во время поездок местным библиотекам дарятся комплекты книг, литературных игр и игрушек. Скоро такая литературная бригада отправится в Шацкий и Пронский районы».
Недавно еще один проект Рязанского библиотечного общества и областной детской библиотеки «Колобок – книги сельским малышам» победил в открытом конкурсе проектов, имеющих социальное значение.
Значит, есть надежда, что теплоход «Рыжая жемчужина» еще не раз совершит свои литературные прогулки по Оке, на борту которого будет звучать настоящая литература и хорошая, красивая, грамотная речь.
И памятник гамбузии обыкновенной все же будет поставлен – в этом уверен будущий палеонтолог Илья Макарихин.