Корреспондент одной телекомпании попросил поделиться своими воспоминаниями о рязанских кинотеатрах. С закрытием «Дружбы» в Рязани эти воспоминания пробудились с новой силой. До сих пор не могу забыть состояние волнительного ожидания: вот откроется черная дверь, звякнут кольца занавески, и в полумраке зала ты будешь отсчитывать минуты до начала сеанса.
Помню, как уходил потрясенный после премьер и как мы разбивались на роли всем двором, чтобы продолжить фильм уже в игре. В этом смысле лучшее отечественное кино было даже более голливудским, чем американское, потому что вселяло в мальчишек неутолимую жажду подвигов и справедливости, а снималось творчески, а не по одним и тем же лекалам, как в «долине грез».
Что произошло потом, критики обсуждают до сих пор. То ли исчезли кинотеатры, а потом пропало качественное кино, то ли, наоборот, начали массово снимать фильмы для людей с подростковым сознанием, а этот ветреный зритель взял, да и предал всех продюсеров сразу – переключился на компьютерные игры. Залы опустели, старые кинотеатры оказались нерентабельными…
Мне ближе вторая версия. Нельзя сидеть на двух стульях – жаждать денег и признаваться в любви зрителям. «Театры кино» уступили место мультиплексам, где смотрят Шрека и едят поп-корн. Теперь кинозалы в торговых центрах воспринимаются как дополнение к шопингу и ланчу.
Возможно ли ступить в одну и ту же реку дважды? Возможно ли так организовать кинопрокат, что кинотеатры советского формата снова начнут собирать полные залы?
Вопросы риторические. Когда до Рязани докатывается какая-нибудь премьера, достойная внимания умного, образованного зрителя, что-то я не замечаю столпотворения возле касс. Опасения, что хорошее кино провалится в прокате, и затраты на его производство не окупятся, по-прежнему высоки. И продюсеры снова ставят на проверенную продукцию – комедии и боевики.
Говорят, что эффект восприятия в кинотеатре другой – большой экран, объемный звук. Но из минусов – необходимость в этот зал ехать через пробки, терпеть рядом соседа, который поглощает поп-корн. При желании мини-кинотеатр можно устроить и дома, размеры плазменных панелей ограничены только возможностью кошелька.
К тому же в нашу жизнь настойчиво стучится SmartTV – по сути тот же телевизор, но обладающий возможностями компьютера с выходом в Интернет. Помню, как в беседе с нами, журналистами, режиссер Андрей Звягинцев сказал, что мы сможем посмотреть его «Левиафана» в Сети. «Но фильм не вышел еще на экраны!», – изумились мы. Режиссер отмахнулся: «Не сомневайтесь: как будет первый показ, сразу же украдут и выложат в Интернет».
Возможность находить в Интернете все, что душа пожелает, избаловала нас окончательно. И всякое поползновение лишить нас этих бесплатных подарков воспринимается с неудовольствием. На просторах Всемирной паутины можно сыскать неплохое кино – документальное, полнометражное, авторское – любое. Иногда сеансы проходят легально на онлайн-фестивалях, таких как «Дубль два» «Российской газеты».
И становится понятно, что кино в России есть, его по-прежнему снимают, но жить оно будет только в Сети, потому что для телевидения и кинотеатров – это неформат. У него слишком маленькая рекламная емкость. Тут и возникает коллизия – как обеспечить фильму широкую аудиторию, и при этом соблюсти авторские права. Революционный подход предложило Министерство культуры и Российский союз правообладателей, Совет которого возглавляет режиссер Никита Михалков. Взимать с пользователей Интернета плату за «глобальную лицензию» на просмотр и скачивание любых материалов, подпадающих под авторское право. Заплатил определенную сумму (речь шла о 25 рублях в месяц, включаемых дополнительно в платеж за Интернет) и легально скачивай фильмы, музыку, книги хоть круглосуточно. По принципу «шведского стола» – больше, чем можешь, все равно не съешь. За каждый клик интернет-провайдер будет отчислять средства автору произведения. Идея бурно обсуждалась в начале этого года, сейчас споры поутихли. Провайдеры отнеслись к предложению скептически. Им нужно приобретать дорогое оборудование, да и лишние хлопоты. Но лучшего способа борьбы с пиратами вряд ли придумаешь. А мы, зрители, посещали бы виртуальные кинотеатры по интересам. Что такое 300 рублей в год (или 25 рублей в месяц)? Один билет на сеанс в мультиплексе. А тут хоть каждый день смотри лучшие мировые премьеры, не вступая в конфликт с авторским правом. Лично я готов раскошелиться.