07:49 МСК
Вторник
07 / 02 / 2023
1963

Малиновый звон над Окой

Сегодня мы продолжаем рассказ о директорах константиновского музея, который в июле отметит полувековой юбилей
Автор фото: Елена Коренева | Малиновый звон над Окой
Фото автора.

Так получилось, что в кризисные годы, с 1995 по 2005, Государственным музеем-заповедником С.А. Есенина руководила женщина – Зоя Михайловна Дикун. На ее плечи с первого дня легла ответственность за подготовку празднования 100-летия Сергея Есенина. Когда юбилей завершился (и приоритетное финансирование тоже), начались суровые будни: многие организации еле выживали. Зоя Михайловна смогла не просто сохранить коллектив, но и продолжить развитие музея. В Константинове строили здания и дороги, придумывали и реализовывали творческие проекты.

Мы встретились с Зоей Михайловной в уютном доме в Рыбном, где она, будучи на заслуженном отдыхе, продолжает работать: исследует вклад земляков-рыбновцев, районной газеты в возвращение имени С. Есенина, увековечивание его имени.

Первая встреча с Константиновом

– Это произошло в день открытия музея, в октябре 1965 года: яркий солнечный день, множество радостных людей... Я тогда заочно училась в Рязанском пединституте, работала старшей пионервожатой и вела уроки литературы в старших классах в Рыбновской средней школы. У нас очень любили Есенина: рыбновские педагоги ходили с учениками в походы до Константинова, пешком со станции Дивово. Хотя когда я окончила школу, произведений Есенина в программе еще не было: его творчество изучала уже в институте, писала курсовую работу.

Второй раз попала в Константиново на открытие литературного музея в отреставрированном доме Кашиной. В это время я уже работала инструктором в райкоме партии. Мне дали задание написать текст выступления для рыбновской школьницы, и на открытии я слушала его в исполнении старшеклассницы Людмилы Моисеевой. После райкома партии целых десять лет довелось работать первым секретарем Рыбновского райкома комсомола. Когда приезжали знаменитые писатели из Москвы, ездила с ними по району, в Константиново.

Начало работы в музее

После работы в комсомоле меня перевели в районный профком работников сельского хозяйства. Должность была «хлебная», но, отработав 10 дней, я поняла: не мое. И подала заявление об уходе. Устроилась в школу, в «продленку» к малышам, но опыта работы с ними не было, за год я потеряла голос... А летом встретила в Рыбном Костю Воронцова, секретаря комсомольской организации музея Есенина. Разговорились, и он предложил перейти на работу в Константиново. Так, в самом начале 80-х, я стала младшим научным сотрудником. Удивительно, но меня даже не «прослушивали», как веду экскурсии, сразу «пошло».

Вскоре я уже заведовала мемориальным отделом музея. Мы занимались поисками экспонатов, встречались с родственниками и знакомыми поэта, записывали воспоминания, проводили экскурсии и мероприятия… Отвечали за территорию (ландшафтного отдела еще не было). Помню, несколько лет приезжали ставропольские школьники и сажали розы, а цветы никак не приживались. Один из экскурсантов, высокопоставленный чиновник, узнал об этом, и вскоре я привезла с ВДНХ фантастически красивые, приспособленные к нашему климату розы… В целом работы велись в соответствии с планом В. Кеслера (институт «Спецпроектреставрация»).

Через шесть лет, в 86-м году, меня пригласили возглавить Рыбновский районный отдел культуры. И я покинула Константиново.

100-летие Сергея Есенина

К юбилею поэта, который отмечался в 1995 году, вышел указ Президента Бориса Ельцина о праздновании памятной даты. По инициативе главы администрации Президента Сергея Филатова создали комиссию во главе с зампредом правительства Юрием Яровым. Предстоял огромный фронт работ. Владимир Астахов достиг пенсионного возраста, мне предложили возглавить музей за несколько месяцев до юбилея. И я согласилась оставить отдел культуры.

Глава региона Геннадий Меркулов раз в неделю лично проводил планерки в музее, вникая во все мелочи, спрашивал, что мне требуется. Я ответила: «Три Т: телефон, тепло и транспорт». Легковая машина была нужна, чтобы ездить на совещания в Белый дом. Много вопросов решалось в Москве, мне очень помог опыт работы в партийных, комсомольских органах и в отделе культуры. Но едва ли не больше зависело от районных руководителей и специалистов, от сотрудников музея. Тут сыграло роль то, что я и в Рыбном была «своя», и в Константинове не чужой человек. Каждое утро начиналось с «митинга» во дворе многоквартирного дома в райцентре, где я жила. Приходилось с балкона давать задания, чтобы не терять ни минуты. Затем штаб перемещался в музей, вечером – опять домой...

К юбилею была преобразована вся территория (на основе плана В.Ю.Кеслера). Положили асфальт, чтобы гостям Константинова не приходилось идти по грязи, сменили изгородь у кашинской усадьбы, массово высадили деревья и кустарники. Восстановили земскую школу, отреставрировали церковь (кроме колокольни), возвели здание выставочно-торгового центра (но не ввели его в эксплуатацию). Принадлежавший музею клуб отремонтировали и превратили в научно-культурный центр, закупили кресла, оборудование. И самое главное – отреставрировав дом Кашиной, открыли в нем новую экспозицию: музей одной поэмы – «Анна Снегина».

Осенний праздник, 100-летие со дня рождения Сергея Есенина, запомнился всем. Это был нескончаемый людской поток – к Есенину, в Константиново.

Десять лет во главе музея

С первых дней работы я знала: главное – сохранить коллектив. Потому что в Константинове работали люди знающие, творческие, влюбленные в Есенина. У В.И. Астахова, у К.П. Воронцова, Л.А. Архиповой и других я многому научилась. Музей расширялся, возникали новые задачи, надо было искать специалистов. Я постаралась привлечь лучшие кадры Рыбновского района, а потом и рязанцев. В первые же дни пришли Н. Сидорова, Л. Бердникова, Б. Фральцов, П. Дмитриев, А. Андреев, Е. Федин, позже – Е. Иванов, С. Новиков, Н. Бердянова, А. Атясова и многие другие.

Активизировалась научная работа: сотрудники публиковались в музейном журнале «Есенинский вестник», были изданы четыре книги. Появление полноценного концертного зала в научно-культурном центре, ставшего базой для ансамбля «Радуница» под руководством А. Ермакова, позволило активно приглашать артистов из столицы, Рязани, других городов. В 2002 году появился проект «Музыкальное лето в Константинове». Чуть позже тут «прописался» фестиваль изобразительного искусства художников «Мой край, задумчивый и нежный».

Помимо творческих, надо было реализовать и те сугубо «материальные» планы, что были намечены к 100-летию, но оставались на бумаге. При помощи областных властей появилась прямая дорога к музею. Отреставрировали дом Есениных: старый сруб совсем прогнил. Выставочно-торговый центр доделывали при помощи спонсоров и собственных средств. Часовню возле дома Есениных возвели на средства Ямало-Ненецкого автономного округа.

Колокольный звон

Я очень переживала, что к 100-летию не успели возвести колокольню церкви Казанской иконы Божией матери. С детства любила колокольный звон, хотя редко приходилось его слышать. А тут церковь, где крестили Есенина, стоит обезглавленная. Обратилась с просьбой о финансировании в Правительство России: получила отказ. Но мне посоветовали написать письмо на имя зампреда Правительства Валентины Матвиенко – она выделила средства. Ох, и досталось мне. Но колокольню восстановили.

Выросла белая красавица, но голос не обрела. Опять надо искать деньги – на колокола. Однажды приехали в музей руководители Тюменской нефтяной компании, я пригласила их в кабинет, побеседовали. Они оплатили три колокола (впоследствии и самый большой, Благовест). Условие было одно: по старинной традиции выбить фамилии дарителей на колоколах. Когда об этом стало известно, нашлись другие желающие, выделил средства и глава региона Вячеслав Любимов. Мои родные тоже поучаствовали: семья сестры и сын Андрей.

Когда подняли колокола, приехали лучшие звонари Москвы. Они оказали мне честь, пригласив подняться наверх: самый лучший звон на самой колокольне. А там… Слышать чудесный перезвон и одновременно видеть окрестные колокольни, бескрайние дали, дом Есениных. Эти чувства не передать словами.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 113 (4907) от 26 июня 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Укротители огня

Путь – и далек, и долог

Миссия выполнима

В плановом порядке
Два в одном
Есть книги, к которым притягивают имена их автора и героя
Ирина Сизова
Читайте в этом номере: