К написанию этой колонки меня сподвигла встреча с молодой, активной американкой Марисой, приехавшей в качестве волонтера работать с рязанскими подростками в рамках международного образовательного лагеря «Содружество». Конечно, давно минули те времена, когда иностранцы, волею судеб очутившиеся в России, казались нам чуть ли не инопланетными существами.
Глобализация делает свое дело, и сегодня встреча с человеком с другого континента уже не более чем возможность прямого общения в чужой стране. С Марисой, изучающей в университете Вашингтона русскую литературу и международные отношения, мы как-то сразу нашли общий язык. Помогло ее неплохое владение русским языком. А искренний интерес девушки к России, позитивный настрой и доброжелательность сразу расположили к непринужденной беседе. И хотя пообщаться удалось лишь накоротке, все время не покидало ощущение, что нет между нами ни границ, ни океанов, ни нынешнего международного напряжения.
После таких встреч внутренне становится даже как-то стыдно за почти уже ставшую крылатой фразу знаменитого нашего сатирика «Ну, тупые!». Его байки про людей из США, наверное, весьма забавные и в чем-то, может, даже правдоподобные. Только, видится мне, что когда мы громко гогочем над мантрой про «ну, тупых», то тем самим унижаем самих себя. Сегодня градус патриотического настроения в российском обществе повышается, чему можно только порадоваться. Но нельзя не замечать и того, что для отдельных наших сограждан патриотизм неразрывно связан с чувством превосходства над другими. То есть, чтобы любить свою родину, нужно непременно люто ненавидеть другую страну.
Чуть ли не хорошим тоном считается с поводом и без изливать на эти «другие» государства, их руководителей и народы всю желчь в Интернете. Почитаем комментарии к статье о какой-нибудь международной проблеме. Сколько там всяких обидных словечек и выражений. И ошибочно кем-то принимается все это за проявления патриотизма и даже заслуживает одобрения.
Вспомним: еще не так давно мы мыслили ровно наоборот. В мутные и неопределенные 90-е годы с пиететом говорили обо всем западном, наши унылые будни с постоянным ожиданием зарплат и пенсий скрашивали довольные и счастливые герои «Санта Барбары», Америка казалась почти землей обетованной, а «ножки Буша» во времена пустых магазинных прилавков считались спасением от голода.
К счастью, сегодня все иначе. Мы поднялись с колен, в нас просыпается национальное самосознание, мы стали более уважительно и трепетно относиться к своей истории. Как один из самых ярких примеров – многотысячные шествия с портретами участников Великой Отечественной войны, прошедшие 9 Мая в больших и малых российских городах.
Все возрастающий патриотизм – это, безусловно, прекрасно, но, не зная меры, он, превращаясь в «ура-патриотизм», действует как разъедающая все вокруг себя кислота и является противоположностью патриотизма подлинного. А от такого псевдо-патриотизма уже и до проявлений национализма недалеко. И об этом следовало бы помнить всем, кто занимается в нашем государстве патриотическим воспитанием.
Я не склонна к идеализациям, но мне кажется, рязанские друзья американки Марисы по лагерю «Содружество» вряд ли смогут стать националистами. Стены (и, как правило, временные) возводятся политиками, а люди стараются навести мосты.