Заявление киевских властей о том, что они не смогут в ближайшее время выполнить Минские соглашения «по техническим причинам», и время это протянется как минимум до конца 2015 года. Обострение ситуации теперь уже в западной Украине, где рядом с венгерской границей в городе Мукачеве вспыхнули столкновения отрядов «Правого сектора» с украинской милицией. Ультиматум лидера «правого сектора» Дмитрия Яроша МВД Украины. Продолжение переговоров лидеров европейских стран по поводу греческих долгов. Но главные, к которым было приковано внимание политиков, экономистов и прессы всего мира, приходили в эти дни из столицы Башкортостана Уфы, где состоялись саммиты БРИКС и ШОС.
Одним из главных событий, состоявшихся в рамках саммита БРИКС, стало создание Банка развития. И пусть он пока, на первых порах, объединил суммы в десять раз меньше, чем МВФ, но будем учитывать – сделан лишь первый шаг. Есть и существенная разница в функциях этих двух финансовых международных организаций. Она заложена уже в их названиях. Созданный участниками БРИКС банк нацелен на осуществление серьезных проектов, имеющих значение для стран, входящих в эту организацию сотрудничества. Международный валютный фонд в последние годы, по мнению аналитиков, нацелен больше на «закрытие прорех», возникающих в странах, входящих в зону его интересов. Особенно четко это стало проявляться в последние годы и связано с позицией США во внешнеэкономической политике. А позиция эта элементарна: удержание собственного экономического превосходства. Как говорится, почувствуйте разницу.
Конечно, число стран – участниц БРИКС не столь велико. Но нельзя не учитывать: это страны, имеющие солидный вес в мировой экономике и усиливающие свое влияние на ее развитие. Отсюда такое заинтересованное внимание ко всему, что связано с работой БРИКС и ее планами на перспективу, о которых также шла речь на саммите в Уфе.
«Это событие колоссального значения для международных отношений, которое меняет геополитический расклад сил», – так охарактеризовал саммит ШОС директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО Вениамин Попов.
Шанхайская организация сотрудничества, делая шаги к расширению, заявляет о себе как «поистине колоссальная евразийская организация с огромным политическим весом».
В Уфе подписана резолюция о запуске принятия в ШОС Индии и Пакистана – двух стран с ядерным арсеналом. С их вступлением ШОС объединит в своем составе государства, представляющие более четверти населения планеты. Статус наблюдателя получила Беларусь. Партнерами по диалогу стали Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал. Двери ШОС открыты, и многие страны с интересом следят за происходящими в ней процессами. При этом отмечается, что, кроме политических, экономических целей, которые ставит перед собой ШОС, эта организация имеет ОДКБ, призванную, в числе прочих задач, обеспечивать и урегулирование опасных конфликтов, если такие возникнут. И этот факт также придает особый вес ШОС, делая ее своего рода прообразом ООН на евразийском пространстве.
Многие аналитики расценивают состоявшийся в Уфе саммит ШОС, как веху на пути от однополярного мира, возникшего на политической карте после распада СССР, к миру многополярному. И Россия в его создании играет самую активную роль. Председательство нашей страны на этих двух важных международных саммитах продемонстрировало миру, какого внешнеполитического курса на самом деле придерживается Россия, ее руководство – он ни в коей мере не соответствует «пути агрессора», который так старательно пытается «нарисовать» Запад. И это не могли не отметить многочисленные представители зарубежных стран, участвовавшие в работе саммитов.
Еще одним событием минувшей недели стало сообщение о намерении Общественной Палаты РФ передать в Европейский суд по правам человека 17 тысяч исков украинцев, чьи права нарушила киевская власть. Известно, что в настоящее время ведущие украинские банки по поручению премьера Арсения Яценюка готовят иски к России по возмещению им ущерба, связанного с возвращением Крыма в состав РФ. Как полагает министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, иски эти имеют низкие юридические перспективы. А перспективы тех 17 тысяч заявлений украинских граждан, что передаст Общественная Палата в Европейский суд, могут привести к признанию массовых нарушений прав человека на Украине, и, как следствие, – к международному трибуналу над украинскими лидерами.
Впрочем, не будем спешить с выводами: от рассмотрения заявлений до вынесения вердикта путь долог.