– Скажите, пожалуйста, кто может получить телефонную консультацию?
– Дети, их родители и иные члены семьи, учителя, воспитатели.
– Кто станет их собеседниками?
– У нас в штате 16 психологов. Есть юрист. То есть мы ведем телефонное психологическое и юридическое консультирование. В перспективе на телефоне будет работать и психиатр.
– Два месяца работы – срок небольшой. Но какие-то выводы уже можно делать. Хотелось бы узнать, востребована ли ваша служба доверия?
– Востребована. Где-то около 200 звонков мы уже приняли. Напомню, что работать мы начали летом, когда у ребят каникулы, многие уезжают из города, и у родителей отпуска. Осенью, с началом учебного года, ожидаем всплеск активности. В июле-августе к нам звонили в основном родители. Из детских звонков больше всего было от мальчиков.
– «Телефон доверия» работает по принципу анонимности, то есть позвонивший может не называть себя, и его проблема не будет разглашаться.
– Да, мы ведем конфиденциальное консультирование, содержание его нигде не разглашается. Бывает, что позвонивший, изложив свою проблему или просто задав конкретный вопрос, легко идет на контакт. Бывает и по-другому. Опыт показывает, что разговор может длиться до сорока минут. Уже сегодня можно четко сформулировать: детям не с кем поговорить доверительно. Тревожный симптом: ни в семье, ни в школе дети, подростки не считают возможным идти на откровенный разговор, не находят человека, которому можно и хочется доверять. В общем-то, в первую очередь, поэтому и обращаются к нам.
– С какими проблемами вам уже приходилось сталкиваться, судя по летним звонкам?
– Подросток конфликтует с родителями. Бабушки не могут выстроить отношения с взрослеющими внуками. Ссоры родителей, которые происходят на глазах детей, порой доводят их до слез и отчаяния. «Что мне делать, как жить дальше, – спрашивал нас ребенок, – если мама и папа разводятся?» Предметом обсуждения становились конфликты со сверстниками, первые любовные переживания...
– Были какие-то особо запомнившиеся звонки?
– Это были обращения детей, в которых четко улавливался «момент одиночества», а иногда отчаяния... Мы всегда даем человеку выговориться, никогда не кладем трубку первыми, даже если проблема уже исчерпана.
– Назовите, пожалуйста, телефоны, по которым можно позвонить в службу доверия.
– Номера: 97-51-51 (многоканальный), 97-51-52, 97-51-53 (консультирует юрист). И с первого сентября наша социальная служба на базе «Семьи» присоединилась к Общероссийскому единому «Телефону доверия» для детей, подростков и их родителей, созданному по инициативе федерального Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Если вы позвоните по номеру 8-800-2000-122, то вам также ответят наши специалисты. Звонок бесплатный с мобильных и стационарных телефонов. Напомню, что «Телефон доверия» создан в рамках общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.