02:32 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1712

Гармония и импровизация

в жизни и творчестве музыканта Игоря Концеуса

Так бывает в жизни, что яркое впечатление детства накладывает отпечаток на дальнейшую судьбу и определяет выбор будущей профессии. Чем бы человек ни занимался, он все равно будет стремиться к тому, что его поразило когда-то.

Зерна любви к музыке были посеяны в сердце Игоря Концеуса еще в детстве. Дома в послевоенные годы из радиоприемника постоянно звучали различные мелодии. Они потрясали душу ребенка, наполняли ее восторгом и причастностью к чему-то большому.

Игорь Концеус родился в 1948 году в Одессе, служил в армии в Хабаровском крае, закончил музыкальную школу для взрослых по классу фортепиано. Некоторое время жил в Запорожье на берегах Днепра. В своей жизни Игорь Ильич играл в джазовом кафе, работал слесарем, электриком, учителем, тренером по настольному теннису и шахматам, дворником, трудился в монастыре и на стройке... Но музыка навсегда стала его путеводной звездой.

В 1988 году Игорь Концеус переехал в Рязанскую область, где в селе Демушкине Сасовского района открылась экспериментальная школа-комплекс для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и трудных подростков. Здесь учились ребята со всей страны. К формированию педагогического коллектива организаторы школы подходили строго и принимали на работу только профессионалов своего дела. В числе таковых был и Игорь Ильич. Его пригласили заниматься с детьми музыкой. Высшего образования у него не было, но за плечами – огромный музыкальный опыт. Концеус выступал с концертами в различных городах, участвовал в 1986 году на фестивале современного искусства в Риге.

– Помню, у нас в школе училась маленькая Юля. Она играла на скрипке. Я написал для нее небольшую пьесу и назвал «Для Юли». Девочка стала ее разучивать. Однажды я пришел на занятие к ребятам и увидел, что все идеально подготовились к уроку. Через некоторое время один мальчик, не выдержав, сказал с досадой: «Игорь Ильич, вы вот Юльке придумали пьесу, а нам нет. Мы тоже хотим». Так я стал композитором», – улыбается Игорь Концеус.

Спустя пятнадцать лет он встретил на улице одного из воспитанников школы, который тоже занимался по классу скрипки. Оказалось, парень несколько лет провел в местах лишения свободы за воровство.

– Представляете, Игорь Ильич, из всего, что мы

разучивали на занятиях, я на всю жизнь запомнил пьесу «Для Юли», – сказал своему педагогу молодой человек. – Меня каждый вечер в колонии осужденные просили ее сыграть. Благодаря этому ко мне относились с уважением.

Помимо музыки, Игорь Концеус преподавал мировую художественную культуру по специально разработанной собственной программе. Чтобы лучше усвоить пройденный материал, например, культуру Древней Греции, дети на занятиях рисовали памятники архитектуры той эпохи, а потом сооружали из кубиков постройки: храмы, соборы.

Сегодня Игорь Концеус преподает в воскресной школе Николо-Ямского храма города Рязани и ведет предмет «Архитектурное конструирование» для ребятишек от пяти до двенадцати лет. Даже в таком математически точном предмете есть место фантазии, творческому воображению и импровизации, как и в музыке. Из большого набора деревянных кубиков дети собирают постройки в различных стилях, учатся неординарно мыслить. Игорь Ильич старается развивать в ребятах светлые и добрые качества.

– Творчество играет колоссальную роль в деле становления личности. Это я ощутил на себе, – рассказывает Игорь Концеус. – Мое детство прошло в Одессе, где я семь лет пел в хоре дворца пионеров. И только с возрастом понял, что именно меня тянуло на репетиции. Ведь мы пели в бывшем дворце графа Воронцова, построенном в стиле александровского ампира. Лестницы из белого мрамора, хрустальные люстры, четырехметровые двери с красивой резьбой и инкрустациями… Многоголосый хор звучал среди позолоченных стен, словно на небе. Музыка и архитектура слились воедино. Все это поражало воображение.

Однажды Игорю Ильичу попался в руки музыкальный сборник Дюка Эллингтона, известного в советские годы американского пианиста, композитора. Концеус стал потихоньку играть его произведения, пока не сложилась большая концертная программа. Музыкант захотел выступить с ней во Дворце культуры города Сасова. Но в день выступления сильно переволновался из-за хулиганского нападения, которое с ним внезапно приключилось. Однако Игорь Концеус поднялся на сцену. Когда его душевные чувства накалились до предела, произошло невероятное. Совершенно неожиданно из-под рук пианиста полился… джаз.

– Никогда в жизни я больше не играл так на рояле! Это была настоящая музыка, выстраданная, – вспоминает Игорь Ильич. – Импровизация рождается из жизненных ситуаций, это закономерный выход для человеческих переживаний, эмоций, впечатлений. Бывает, слушаешь классическое произведение, и вдруг звучит фрагмент, создание которого невозможно логически объяснить. Он словно выпадает из привычных музыкальных рамок. Это и есть импровизация.

В настоящее время Игорь Ильич работает над книгой «Записки импровизатора». Даже в таких различных музыкальных направлениях, как индийская рага, русская народная песня, джаз, популярная музыка, есть место для экспромта. В книге автор рассказывает о музыкантах и композиторах, которые посвятили свою жизнь импровизации.

– Сколько бы я ни открывал для себя музыку, знать о ней все невозможно. Не так давно, попав в один подмосковный монастырь, я соприкоснулся со знаменным распевом, ощутил его богатство, глубину, непостижимость, его законы, необычайную красоту, скромность и величие. Чтобы осознать и понять этот удивительный духовный язык музыки наших предков, почти неизвестный современному миру, всей жизни не хватит, – говорит Игорь Концеус. – Но даже в духовной музыке, несмотря на строгость канонов, есть место импровизации. Только происходит она на более тонком уровне.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 133 (4927) от 24 июля 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Хостел для дорогого гостя
Открытый недавно, он не пустует
Минкомсвязи может составить рейтинг грамотности политиков
Читайте в этом номере: