22:22 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
3332

Война и мир Василия Симанкова

Сегодня о герое вспоминают его родные

Босоногое детство

Василий Федорович Симанков родом из села Царево, что в Ермишинском районе. Воспитывался в многодетной крестьянской семье, где ценили труд, честность, взаимопомощь. Когда началась война, Василию едва исполнилось15 лет. Его отец и старший брат с первых дней войны ушли защищать Родину, а Вася остался единственным мужчиной в доме. Он помогал матери и младшим сестренкам в домашнем хозяйстве, а еще работал в колхозе (пахал, сеял, возил дрова, сено). Труд был очень тяжелый, времени на сон почти не оставалось.

Война затягивалась, усиливалась разруха. Почти все зерно и продукты животноводства из колхоза отправляли на фронт. Сами ели хлеб с мякиной и то не досыта. Хорошо, что дома была корова. Это спасало от голода. Дети старались добывать «подножный» корм (грибы, ягоды, рыбу). Трудней было одиноким старикам. Им помогали соседи, всем миром пахали огород, приносили молоко.

Юность, опаленная войной

Летом 1943 года Василию исполнилось 17 лет, а в сентябре он добровольцем пошел в военкомат и был направлен в школу снайперской подготовки в город Свердловск. После окончания школы в звании сержанта Василия отправили на фронт.

Воевал в составе 1-го Белорусского фронта. В сентябре 1944 года освобождал Белоруссию и Западную Украину от оставшихся там немцев и «бульбашей» (людей, недовольных советской властью). В одном из боев Василий был ранен в правую руку. После медсанбата снова вернулся в строй. Василия Симанкова, как умелого и находчивого бойца-снайпера, часто посылали в разведку для получения необходимых сведений о расположении войск противника и его численном составе. Чтобы остаться незамеченным, в разведку ходили небольшим составом, чаще – по два человека.

Василий с большой теплотой вспоминал о своих боевых друзьях-разведчиках: Михаиле Ляпустине, Викторе Самойленко, Иване Соловьеве. В одной из разведок Василию Симанкову и Виктору Самойленко было поручено добыть «языка». Ночью они проникли в расположение спящих немцев, действовали очень осторожно, воткнули «кляп» в рот здоровенному рыжему арийцу, связали ему руки и повели в расположение своих частей. Был большой риск, что немец поднимет шум, ударив ногой по консервным банкам, которые валялись на стоянке, но он, видимо, не догадался этого сделать.

В конце 1944 года Василий Симанков воевал в составе 2-й танковой армии. Они вели наступательные бои, продвигаясь на Запад. В декабре 1944 года бойцы заняли Сандамирский плацдарм, что недалеко от Варшавы. В январе 1945 года поступил приказ освобождать Варшаву от немецких захватчиков. 17 января 2-я танковая армия вступила в польскую столицу, отбросив врага далеко на Запад.

Командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Г.К. Жуков отдал приказ ускорить освобождение польского народа и перейти на захват немецких территорий. Из фронтовых записок Василия Федоровича Симанкова: «3 февраля 1945 года наши танковые части подошли к Одеру. Запасы горючего и боеприпасов подходили к концу. Враг сопротивлялся с большим ожесточением.

Гитлер произвел очередную тотальную мобилизацию. В армию призвали 60-летних стариков и 15-летних юнцов. Вооружившись фаустпатронами, эти горе-вояки в уличных боях наносили немалый урон нашим танкам. Необходимо было переправляться через Одер. Мне и Михаилу Ляпустину поручили разведать наиболее безопасное место для переправы. Часть пути мы прошли незамеченными и вдруг на опушке леса, возле деревни Золдино, нарвались на засаду. Немцев было 8-10 человек, и они открыли стрельбу. Я из снайперской винтовки смог убить трех немцев, а у Михаила заклинило автомат ППШ. Пока он бил им по дереву, чтобы привести в действие, немецкие пули свистели над нами «градом». Одна из пуль попала мне в бедро левой ноги. Передвигаться я уже не мог. В это время заработал автомат Михаила Ляпустина. Он взял огонь на себя. А потом поднял меня и на плечах понес в лес. Я просил Михаила оставить меня, так как вдвоем было труднее уйти от преследования, но он как настоящий друг спас меня, рискуя своей жизнью. Мое ранение было очень тяжелым. Я пролечился в госпитале до августа 1945 года. После выздоровления продолжил службу в Германии до 1950 года».

Великая радость – вернуться с войны

После войны Василий Симанков пытался найти своего друга Михаила, но не смог, и в его честь он назвал своего сына Михаилом.

За годы войны Василий Симанков был командиром стрелкового отделения, снайпером, разведчиком, наводчиком-стрелком в танке «Т-34». Награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», а также орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени.

Он очень долго, с нетерпением ждал своего возвращения на Родину, поэтому последние 60 километров от станции Сасово до села Царево шел пешком (в то время здесь ходили только попутки).

Из воспоминаний Василия Симанкова: «Радость безмерная, после 7 лет разлуки наконец-то Родина с простым и душевным народом. Радость встречи незабываемая. Дома собрались все родные и товарищи, приготовили самое вкусное. Никто не говорил о делах и нуждах. Было все самое светлое».

Но потом наступили обычные будни. Нужно было приобретать мирную специальность. Василий поступил в Лисичанский горный техникум, работал мастером на шахте. Женился на Александре Петровне Романовой, родилась дочь. Жили на съемной квартире. Работы у жены не было, поэтому решили вернуться на родину.

Страну родную поднимали

Вернувшись в родное Царево, Василий Федорович начал работать инструктором райкома. Он старался преобразовать село, улучшить дороги, водоснабжение, увеличить урожайность полей, поднять надои молока. Положительный опыт ведения хозяйства Василий Федорович перенял у немцев во время службы в Германии. Там получали высокие урожаи за счет севооборота и селекции семян, а в мясо-молочной отрасли у них преобладало продуктивное животноводство. Но в наших колхозах в то время не были настроены на изменения, тем более не желали внедрять опыт побежденной страны.

Это теперь мы осознали, что и у бывшего врага можно перенимать положительный опыт, а в ту пору Василию Федоровичу пришлось искать другую работу. Он поступил в педагогический институт на заочное отделение.

Из воспоминаний дочери Василия Федоровича Симанкова – Марины Васильевны Мерсиановой: «Шестнадцать лет отец проработал учителем истории и директором в школах Ермишинского и Ухоловского районов. Он старался прививать детям любовь к родному краю, природе, теоретические знания закреплял на практике. С учащимися он проводил экскурсии, походы. Знакомил ребят с местными достопримечательностями. В школе отец открыл музей истории и краеведения. Экспонатами музея часто становились предметы, добытые учениками во время раскопок: каменные топоры, копья, глиняные изделия, старинные монеты, бивни мамонта. Большинство своих боевых наград отец подарил школьному музею.

У нас с братом об отце остались только добрые, светлые воспоминания. Он старался как можно больше времени проводить с нами: читал книги, рассказывал сказки, приучал нас помогать по дому, учил нас плавать, ездить на велосипеде, ходить на лыжах. Отец не делил работу на мужскую и женскую: хорошо готовил, мог шить, построил свой дом, развел сад, занимался пчеловодством, ухаживал за домашними животными, водил мотоцикл. И все это он делал с большой любовью. Даже когда отец заболел тяжелой болезнью гемохромотозом (избыток железа в крови), то не показывал вида, что ему трудно.

Уже больше тридцати лет отца с нами нет, но мы постоянно помним о нем, стараемся на него равняться и сохранять те качества, которые он в нас воспитал: честность, трудолюбие, стремление к знаниям, уважение к людям, любовь к родному краю».

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 133 (4927) от 24 июля 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Легла дорога в Константиново
Сегодня на родине поэта пройдут торжества, посвященные 50-летию Государственного музея-заповедника С.А. Есенина
«Нам – 25!»
Четвертьвековой юбилей Рязанское отделение Пенсионного фонда отпраздновало на турслете
Читайте в этом номере: