22:29 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
2889

Налетай, торопись, покупай… книгу!

Вот и закончилась 23-я Московская международная книжная выставка-ярмарка. Как и ожидалось, это было развернутое действо, своего рода лобовая атака писателями и издателями читателей (потенциальных покупателей). Только программа мероприятий занимала больше десяти листов! Для привлечения публики к своим стендам издательства использовали разные эффективные средства: кто-то приглашал знаменитостей (Ксению Собчак, Андрея Макаревича, Леонида Ярмольника), кто-то устраивал настоящие карнавальные шоу. Новые книги представляли их «звездные» авторы: Алексей Слаповский, Александр Илличевский, Павел Басинский, Елена Чижова, Евгений Евтушенко; устраивали встречи с читателями и автограф-сессии Сергей Минаев, Александр Кабаков, Юрий Поляков. Главный зал павильона посетил премьер-министр РФ Владимир Путин. Издательский дом «Комсомольская правда» провёл презентацию собрания сочинений журналиста Василия Пескова (к его 80-летнему юбилею). С 1 по 6 сентября здесь нужно было жить, чтобы не пропустить ничего интересного. Однако что будет, если перевести всю эту феерию в практическую плоскость? Мне кажется, что мнение о пользе выставок-ярмарок двоякое.

За…

В выставке участвовал рязанский издатель Константин Ситников. И оказался весьма доволен результатами своей эскапады! Я не могла удержаться от соблазна задать Константину несколько вопросов, вращающихся вокруг одного и того же: чем его порадовал столичный книготорговый форум, ведь Москва слезам не верит? «Для нас, издателей, любые книжные выставки – это всегда праздник, а международные – в особенности», – скромно сказал Ситников, а потом мы стали выяснять, в чем состоял нынешний праздник.

– Константин, у провинциалов распространено убеждение, что на любой столичный форум попасть «просто так» очень сложно, нужны либо покровители, либо деньги… Как Вам удалось принять участие в выставке?

– Впервые здесь наше издательство участвовало три года назад. За это время кое-что изменилось в лучшую сторону и на самой ярмарке – построили новый просторный павильон, близко от входа на ВВЦ, более удобный для посетителей. Что же до сложности проникновения на ярмарку… Из опыта участия уже в нескольких ММКВЯ и выставках Non/fiction могу сказать, что попасть на них в качестве участника несложно. Нужно заранее узнать все условия и оплатить стенд. Никакой отборочной комиссии при этом не существует. Все эти выставки действуют на коммерческой основе…

– Мы подошли к самому насущному вопросу: о деньгах. Сколько же стоило «присутствие» на выставке, и оказалось ли Вам оно по карману?

– В этом году издатель Ситников участвовал бесплатно, за что огромное спасибо коллективу областной библиотеки имени Горького. Именно они в конце августа на «круглом столе» по проблемам книгоиздания и книгораспространения познакомили меня с исполнительным директором Ассоциации книгораспространителей независимых государств Анатолием Горбуновым. Он пригласил меня за стенд Ассоциации как гостя. Ему тоже сердечное спасибо. Я обдумал и другие варианты участия. Самое простое – выкупить стенд. Можно купить и место в «зоне», где сосредоточены крупные издательские бренды. Там активно идет торговля, и затраты имеют шанс окупиться. Но если кому-то дорого заплатить 50 000 руб. за минимальный стенд (такова цена вопроса на предстоящей в декабре выставке Non/fiction), то можно объединиться с другим книжным предприятием. На то он и бизнес, чтобы искать разные формы взаимовыгодного сотрудничества!.. А еще можно вступить в Ассоциацию книгоиздателей России. Членский взнос в этой организации составляет 10 000 руб. в год, зато Ассоциация предоставляет возможность бесплатного участия в книжных выставках и ярмарках на своих стендах и устраивает издателям (всем – столичным и региональным) турне по России и за границу. Но их павильоны уже не на самом «бойком» месте… У издателей есть выбор, все зависит от их решения. По своей практике скажу: даже если затраты не окупятся, гораздо важнее заявить о себе, а на следующие годы эту заявку закрепить.

– Речь идет о солидных суммах, «потянут» ли их местные издатели, даже в складчину?

– К сожалению, издатели рязанского региона ведут себя по отношению друг к другу, как самостийные маленькие княжества, и находятся в состоянии необъявленной войны. Одна из сложностей при объединении – сохранить свою индивидуальность, ведь мы все такие разные, и литература у нас очень разная. Но опыт руководителей Ассоциаций книгораспространителей независимых государств и книгоиздателей России показывает, что такие объединения возможны, взаимовыгодны и необходимы. Идея объединения бизнеса звучала лейтмотивом на прошедшей выставке-ярмарке. Это и выход на книготоргующие предприятия в одном прайс-листе, что значительно упрощает оптовикам работу с мелкими издательствами, и совместное участие в книжных выставках, в том числе и за рубежом. Мне объединение усилий мелких книгоиздателей кажется перспективным.

– Чем для Вашего издательства стала выставка?

– Любая книжная выставка – в первую очередь возможность себя показать и других посмотреть. Участие в книжных выставках, особенно международных и всероссийских, на мой взгляд, наиболее важно мелким издательствам с периферии. Это престижно. Крупные издательства не жалеют средств для саморекламы, хотя они и так у всех «на слуху». А мелким как быть? Знаю доподлинно: регулярное участие в выставках даёт своего постоянного покупателя. Нас уже ищут на стендах. Читатель, который нас ищет, уже идёт по закуткам в надежде натолкнуться на своих старых знакомых, и нельзя его этой надежды лишать. Это, конечно, не массовый покупатель. Он «охотится» за редкой книгой, которую не найти и в столичных магазинах. Люди останавливались возле нашего стенда и приятно удивлялись: это Рязань так печатает? Красивые и интересные книги! Меня, как издателя, не может не радовать то, что Рязанская областная типография вышла на новый качественный уровень книгопечатания, и нашему издательству уже не нужно искать «печатни» за пределами Рязанской области. Итог для издательства: хорошо ушли книги наших постоянных авторов – Анатолия Говорова и Ирины Красногорской. Продано 7 книг «Великий князь Роман Рязанский», 5 книг «Сын морехода», 2 книги «Иван Балов и его время»; 5 книг «Окские пароходчики», 3 книги «Анна, великая княгиня Рязанская», 7 книг «Серебряные колты» и пр. Между прочим, продалось бы и больше, спрос был, но я привез маловато книг. В следующий раз исправлю ошибку! Но даже торговля на выставке переходит на второй план, когда у тебя завязываются добрые отношения с издателями одной с тобой «весовой категории». Обмен опытом торговли, работы с авторами, продвижения книг на рынок стоит порой многих лет упорного труда. Всё это составляющие успешного бизнеса в дальнейшем. Главное – я нашел около пяти частных книжных магазинов, готовых брать на реализацию наши книги.

– Значит, будут и следующие выставки, несмотря ни на что?

– Конечно! У меня девиз выработался: «Участвовал в одной – готовься к следующей!». С таким настроением я вернулся домой. Активная жизнь книгоиздателей за пределами Рязанской области воодушевила меня на новые книжные проекты и вселила надежду на успех нашего предприятия.

…и против

Конечно, «против» не следует понимать буквально. Никто не против масштабных «сейшнов», где издатели и книготорговцы встречаются лицом к лицу с потребителями их товара. Но из Рязани в этом году поехал на выставку один издатель Ситников, притом, что в нашем городе порядка сорока издательств, и Анатолий Горбунов на упомянутом «круглом столе» приглашал всех на ярмарку. Издатель Ситников – один из немногих рязанских издателей, кого заботят проблемы распространения книг, так как он хочет продавать плоды своего труда и не считает зазорным называть книгу товаром (особенно содержательную и хорошо выполненную). Большинство издателей в глубинке делают куда проще: выпускают книги на средства авторов и весь тираж отдают сочинителям – делайте с ними, что хотите!.. По такой схеме издаются обычно непрофессиональные авторы, да и подобный метод издателей нельзя называть профессиональным в полном смысле слова. Стоит ли появляться эдаким книгам на крупных ярмарках – большой вопрос.

Но и у качественной книжной продукции есть проблемы в части распространения. Тема эта актуальна (см. статью И. Сизовой «Издать и продать» в номере «РВ» от 1 сентября 2010 г.). Возьмем сейчас узкий аспект специализированных книжных «базаров» типа этой выставки-ярмарки. Константин Ситников, хоть и полон оптимизма, отметил и трудности ярмарок. Он побывал на нескольких конференциях издателей и книготоргующих предприятий. В основном речь на них шла о кризисе в книжной сфере. Кризис – явление всестороннее. Сосредоточимся на покупательной способности населения. Сейчас она значительно снизилась, а стоимость книг возросла. Есть впечатление, что на ярмарках торгуют больше не издатели, а книжные магазины. Средняя продажная цена книги на ярмарке – 250 рублей. В обычное время, сообщила на конференции книготоргующих предприятий директор рязанского супермаркета «Книги» ТД «БАРС» Светлана Платова, средняя цена чека – 250 руб. – за две-три книги. Дорого нашему человеку отвалить 250 руб. за один томик, будь он хоть гениально написан!.. На ярмарке можно снизить цену, но все ли продавцы на это идут?.. Крупные книготорговые сети – вряд ли. Частники, торгующие напрямую от издателя, – возможно. Но книги мелких издательств мегамагазины почти не продают, значит, не берут и на ярмарки. Иными словами, какая часть современной издательской продукции осталась вне зоны воздействия выставки, вдали от читателя, можно лишь гадать.

Значит, что? Выход из неизвестности для небольших издательств один – популяризовать себя и пробиваться на публику. Всероссийские выставки-ярмарки, при своих минусах, – это шанс. А от выставки до выставки надо раскручивать себя самим. Всё большую роль в популяризации периферийных издательств сейчас играет Интернет. Пора и авторам, и издателям использовать его возможности в полную силу.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 176 (3727) от 17 сентября 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Как приобрести домик в деревне
«Долгое время наша семья жила в Магаданской области. Теперь появилась возможность вместе с детьми переехать в Рязань. Но жить в много-этажке нам не хочется – скучно и душно. Хотели ...
Маховая удочка
Лев Волков
Читайте в этом номере: