01:53 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
3465

Набор высоты

Центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации отмечает 70-летие со дня образования

За годы существования в центре подготовлены сотни высококлассных специалистов для летного состава ВВС страны, здесь по договору проходили обучение или переподготовку летные экипажи других стран.

Cвободного доступа на военный аэродром, по понятным причинам, быть не может, но на площадке авиационной техники под открытым небом есть возможность увидеть самолеты Дальней авиации разных лет: Ту-16, М-4, Ту-22К, Ту-22М2, Ту-22М3 и Ту-95К.

История создания и развития центра официально берет начало с 18 сентября 1940 года. Тогда, в соответствии с приказом НКО №0052 от 18.09.40 г.,

на базе уже существовавшей летной части в Дягилеве началось формирование 1-й Высшей школы штурманов ВВС Красной Армии.

Все необходимое для обучения летного состава было подготовлено за несколько месяцев, и с 1 января 1941 года школа приступила к выполнению поставленной задачи – подготовить в течение семи месяцев 250 летчиков и 250 штурманов. Руководящая роль была возложена на штурмана, преподавателя Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского, Героя Советского Союза Александра Васильевича Белякова).

Школа состояла из шести бомбардировочных эскадрилий. Самолетный парк ее состоял из ДБ-3Б, ТБ-3, СБ, У-2, УТ-8.

Как свидетельствуют документы тех лет, комплектование личного состава проходило очень медленно. Слишком ощутим в армии был недостаток курсантов, имеющих хотя бы среднее образование. Так, в мае 1941 г. в школе обучалось 183 летчика, 224 штурмана...

Подробно об этапах создания и работе центра, его известных преподавателях и выпускниках можно узнать в музее Дальней авиации, где недавно мне довелось побывать. Полковник в отставке Михаил Ефимович Пальваль, говоря об основных этапах становления центра, рассказал, что само создание школы было в начале сороковых вполне обоснованным. Необходимость повышения уровня подготовки штурманов стала очевидной после анализа вооруженных конфликтов 30-х годов в Испании, Китае. Широко внедрялись новые методы самолетовождения, использовалась радионавигация. С этого периода возросла роль штурмана воздушного корабля, который стал отвечать за применение оружия.

Война перечеркнула все планы по обучению летчиков и штурманов. Нагрузка преподавателей и инструкторов возросла в десятки раз. Уже с июня 41-го школа должна была дополнительно выпускать летчиков истребительной авиации на самолеты МиГ-3. Только за 3 первых месяца войны было подготовлено и отправлено на фронт 15 истребительных полков. Тогда же в центре из личного состава 1-й Высшей школы штурманов был сформирован 1-й дальний разведывательный авиационный полк. (До 1 ноября было совершено 360 вылетов на дальнюю разведку). Параллельно здесь же, в центре, в июле 1941 г. из личного состава сформирован 207-й дальнебомбардировочный авиационный полк в составе 54 экипажей, который был полностью укомплектован летным и инженерно-техническим составом.

В период интенсивной подготовки в школе находилось до 700 самолетов разного типа и назначения, в том числе только на аэродроме Дягилево находилось до 300 самолетов. В это время части школы располагались на шести аэродромах и дополнительно на полевых аэродромах на прибрежных лугах рек Ока и Вожа...

О героизме, проявленном выпускниками школы, написано немало статей, книг, созданы фильмы.

По словам Михаила Ефимовича, практически каждый из членов экипажей в годы Великой Отечественной войны вполне заслуженно был удостоен правительственных наград. В Рязанской высшей офицерской школе, созданной при центре, было подготовлено 387 ночных экипажей самолетов ДБ-3Ф и Ил-4; 519 летчиков; 933 штурмана экипажа; 255 стрелков-радистов; 564 воздушных стрелка; 350 летчиков на Миг-3...

После войны школа перешла в подчинение Дальней авиации, несколько раз меняла свое название. Современное название было присвоено в 1965 году на основании директивы Генерального штаба. Появлялась новая современная техника, а задачи в основном оставались прежние – подготовка летчиков-штурманов и стрелков-радистов на самолеты Ил-4, Ли-2, В-25. Со временем к известному перечню добавились самолеты ТУ-22М-2, Ту-22М-3 и ракетные комплексы. Впервые в центре был произведен пуск ракеты КСР-2 с самолета Ту-16. Кроме того, летный состав центра в частях Дальней авиации на самолетах Ту-16 начал выполнять полеты на дозаправку топливом в воздухе. Ежегодно центр готовил около ста военных специалистов Дальней боевой авиации. По всем направлениям подразумевалась и подразумевается тщательная подготовка, сочетающая теорию и практику. Навыки работы на воздушных кораблях отрабатываются до автоматизма. Ошибок в работе пилотов и штурманов не должно быть. И все же, как свидетельствует история центра, от нештатных случаев не застрахованы даже профессионалы.

В 1992 году летчик – исследователь отдела анализа и предупреждения летных происшествий и инцидентов подполковник Виктор Семенович Оськин вместе с экипажем оказался в ситуации, когда промедление в принятии решения командиром могло привести не только к гибели летчиков, но и повлечь гибель многих людей. Сразу после взлета на малой высоте у самолета отказали оба двигателя. Внизу – окраина города Гомеля, на которой располагаются топливные склады. Оськин приказывает экипажу немедленно покинуть самолет, а сам уводит борт подальше от города... Посмертно подполковнику Оськину присвоено звание Героя.

В центре называют и другие подвиги. Например, 6 апреля 1990 года, выполняя поставленную боевую задачу по отработке методики эвакуации экипажа, первым из представителей Вооруженных сил СССР успешно приземлился на Северном полюсе подполковник А.Б. Ильченко, который после выполнения задания был награжден орденом Мужества...

Со времени открытия школы до работы современного центра переучивания летного состава многое изменилось. Так, с января нынешнего года в Вооруженных силах проводятся масштабные изменения, которые коснулись и авиации. В состав центра Дальней авиации вошли эскадрильи заправщиков, поставлены новые задачи для подготовки летного состава военно-транспортной авиации.

А в музее часто проводятся экскурсии для школьников, производственных коллективов. Здесь побывали командующие ВВС Англии, Франции и США, советские легенды авиации и космонавтики – Алексей Леонов, Валентина Терешкова, Герман Титов и многие другие. В книге отзывов здесь можно найти записи, сделанные известными и уважаемыми людьми, среди которых – легендарные летчики Покрышкин, Кожедуб, Маресьев, а также главкомы ВВС Кутахов, Ефимов и Дейнекин. Вчера в честь юбилея открыт памятник основателю центра – А.В. Белякову.

Сегодня на аэродроме соберутся представители командования, члены Правительства области, депутаты областной и городской Дум, ветераны авиации. Пройдут в парадном строю летчики, пролетят над аэродромом современные боевые машины.

70 лет – это хороший опыт, но это только ступенька в новую современную авиацию. Профессионализм преподавателей и инструкторов центра ни у кого не вызывает сомнений, и очень бы хотелось, чтобы авиация оставалась надежным щитом безопасности нашей Родины.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 177 (3728) от 18 сентября 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Национальная работа
Галина Александровна БОГАТОВА – наша землячка. В Рязани она не только родилась, но и закончила школу (было это в 1948 году), а также историко-филологический факультет педагогического ...
Татьяна Банникова
Награждения
Читайте в этом номере: